?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Стефан Хвин "Ханеман"

если бы я решила писать, и умела бы это делать, я писала бы, так как Хвин. В какой-то момент я это четко поняла. Не знаю, как часто такое случается (но я не припомню вообще) когда читаешь книгу и кажется, что ее написал ты. Не потому что тебе знакомо содержание, не потому что этот неизвестный автор (а до этой книги я и не слышала о Стефане Хвине) написал так, будто ты это всю жизнь знал. Нет. Но он писал так, что каждое слово было родным тебе. Именно так ты бы сказал о любви, именно так бы описывал одиночество. Именно так видишь мир и людей вокруг. Я это все почувствовала уже после первых страниц. И это было удивительное чувство. Какое-то невозможное. Де жа вю. Но не событий, а языка и восприятия.
С другой стороны, меня удивил тот угол зрения, под которым мы смотрим на разворачивающиеся события. И пусть повествование идет то от буржуазно-благовоспитанной фрау, от лица вещей или ветра, от лица еще не родившегося ребенка (который уже вырос и рассказывает о происходившем, так будто он был способен видеть и понимать это будучи в утробе) и проч. Не важно. Хвин рассказывает столь «узко», его повествование словно луч в замочной скважине. Мы видим камерные сцены (даже когда автор раскрывает перед нами целый город), мы видим маленькие комнаты и маленьких людей. Рассматриваем не все поколение и всю страну (как это обычно делается). А изучаем в микроскопе крошечную, едва заметную точку. Не город, и не улицу, не дом, и даже не отдельного человека (главный герой, так и останется для нас загадкой, чужим человеком). Мы рассматриваем отдельные моменты, драгоценные, еле уловимые мгновения.
Такое вкусное чтение… когда получаешь от книги не удовольствие, нет, получаешь нечто большее… читаешь и наслаждаешься языком, слогом, формой. Читаешь будто на распев, растягивая строчки и превращая слова в мелодию… Потрясающая книга, удивительный язык. Автор романтик. Кажется, так банально – романтик, ну и что? Но это воздушный, волшебный, где-то даже патетичный, преувеличенный романтизм, где оживают вещи, запахи, воспоминания.
Вещи вообще в этой книге играют свою независимую удивительную жизнь. Ты словно прикасаешься к неуловимой истории, прикасаясь к привычным вещам. Так, будто не они окружают тебя, не ты пользуешься ими, а у них свой мир, в который впустили тебя. И герои торопятся жить, легкомысленно кружась среди этих вещей, дотрагиваясь лишь кончиками пальцев к этой истории. А потом, потом, время стирает в памяти подробности, человек теряет свою жизнь, меняется власть, меняются названия улиц, меняются лица вокруг, и тогда память мучительно пытается воспроизвести узор на кофейной чашке к которой прикасалась она. Память пытается вспомнить, что стояло на столе у мамы, какие цветы украшали комнату, какой цвет был у стен… вещи кружатся в вихре, исчезая и растворяясь в небытие. Вещи как символ прежней довоенной жизни, постепенно истончаясь, уходят из жизни, незаметно покидая своих владельцев. И в какой-то момент становится ясно, что у человека могут со временем потускнеть воспоминания, могут притупиться эмоции, может утихнуть боль. Но единственное, что остается «статичным» это вещи, которые тебя окружают. Молчаливые свидетели.
Отношение к смерти… насколько это вообще может быть достойно. Смерть эфемерна… Смерть как станция метро, не как конец. Вообще, книга достаточно много дает поводов задуматься над смертью, что она значит для человека, насколько она может быть необходимой. «Вглядываясь в смерть, даже самую жалкую, мы приближаемся к постижению тайны сил помогающих нам жить…» В книге много поводов задуматься над тем, что есть вообще язык человека, насколько мы ограничены словами, и сколько способно сказать наше тело. О фатальности, о том, что мы сами порой не осознаем этой предопределенности. .. Удивительно как столько разных моментов может уместиться в такой маленькой книжечке.
Иногда открывая книгу, не ждешь от нее больше чем просто приятного времяпрепровождения, и тем более бываешь приятно удивлен найдя несравненно больше.
Такие книги живут в сердце…

Comments

( 11 заявки — Оставить заявку )
mis_slash
Mar. 14th, 2011 02:06 pm (UTC)
замечательная рецензия. очень захотелось прочесть книгу
neosonus
Mar. 14th, 2011 02:28 pm (UTC)
спасибо! надеюсь, понравится так же как мне)
aviatorv
Mar. 14th, 2011 02:08 pm (UTC)
Пррочитал Твою рецензию и скачал Ханемана. Прочитал две страницы, пока идёт тяжеловато для моего инженерного мозга.
neosonus
Mar. 14th, 2011 02:26 pm (UTC)
Знаешь, это очень личное впечатление. Не факт, что тебе понравится так же как мне. Но надеюсь, что со временем понравится. Мне первая глава тоже не очень понравилась. к языку еще не привыкла. а потом втянулась-не оторвать))
topaz_tulip
Mar. 15th, 2011 03:59 pm (UTC)
Спасибо большое, я запомню)
neosonus
Mar. 16th, 2011 04:42 pm (UTC)
пожалуйста, она стоит того))
jenny_sparrow
Mar. 18th, 2011 02:04 pm (UTC)
>>>когда получаешь от книги не удовольствие, нет, получаешь нечто большее… читаешь и наслаждаешься языком, слогом, формой. Читаешь будто на распев, растягивая строчки и превращая слова в мелодию…

Воот, так у меня было с Властелином колец в оригинале :))

А вообще, давно хочу спросить - откуда ты про эти книги узнаешь? Про многое из того, что ты читаешь, я вообще никогда ни слухом, ни духом не слышала :)
neosonus
Mar. 19th, 2011 02:18 pm (UTC)
О Хвине я тоже никогда раньше не слышала! Эту книгу мне подарила подруга)) Я и сама не думала, что он мне так понравится! А вообще, мне кажется я читаю в основном общеизвестные книги. Я же классику больше люблю)
jenny_sparrow
Mar. 19th, 2011 04:23 pm (UTC)
Вот в том-то и дело, что не общеизвестные, потому, что классика :)))
conspiransa
Mar. 19th, 2011 10:35 am (UTC)
А где поздравлять с победой в конкурсе рецензий? :)
Я очень за тебя порадовалась.
neosonus
Mar. 19th, 2011 02:23 pm (UTC)
спасибо) Просто времени не было, вчера после того как поработала, уже в 2 часа ночи решила заглянуть, посмотреть результаты и была просто поражена! не думала, что попаду в тройку!
( 11 заявки — Оставить заявку )