Да, она наполнена какой-то необыкновенной утонченностью. Недалекая, ограниченная рамками воспитания своего (?) времени автор записок, придворная фрейлина рассказывает о своей жизни, о том, что ее волнует, что вызывает грусть или радость. С одной стороны, ее снобизм извинителен именно в силу времени, в котором она живет. Чем знатнее человек, тем он красивее. Чем беднее, тем безобразней. Некрасивые люди вообще должны общаться с миром только ночью, потому что так они терпимо выглядят и «не оскорбляют глаза» своим видом. В книге подробно описаны наряды придворных сановников и фрейлин. Цвета, текстуры, сочетание, все это написано так подробно, что становится ясно, насколько это было важно для автора записок. Император и императрица просто верх красоты. Сэй Сёнагон видит только то, что на поверхности, и никогда не заглядывает глубже. При этом у нее замечательное чувство прекрасного, она подмечает такие вещи, мимо которых обычный человек проходит мимо каждый день и не обращает никакого внимания. Благодаря этому, книга наполнена особым очарованием. Ты словно смотришь на цветы, деревья, на мир другим взглядом – наивным, непосредственным, доверчивым. Широко распахнутыми глазами ребенка. И эта ложная скромность, снобизм и предрассудительность, сочетаются с милым, очаровательным ребенком, на которого просто невозможно злиться.
Мне трудно подвести итог и сказать, понравилась мне книга или нет. Не могу сказать. Меня не покидает чувство, будто я надкусила яблоко из папье-маше. Да, иногда книги, как и люди, представляют собой совсем не то, чем они хотят казаться. Хотя в жизни к этому уже давно привык…