NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Эмиль Золя "Тереза Ракен"

Эта фраза знакома каждому из нас. Хотя бы раз в жизни мы слышали ее. От друзей, не сдержавших обещание, от коллеги, нагло воспользовавшемуся вашей идеей, от лгунов, предателей и трусов… Человек, который подвел вас, ошибся, совершил что-то, о чем может пожалеть, говорит вам - «Вы бы на моем месте поступили так же!». Странно, не правда ли? В устах такого человека его поступок не просто оправдан, он совершенно логичен, это единственно верное решение. И как ответить «нет, я бы так не поступил» если знаешь, что и ты не идеален… Да, ошибается каждый из нас, но не каждый пытается заглушить чувство вины бессмысленными оправданиями, разыгрывая один и тот же спектакль эгоизма…
Роман Эмиля Золя «Тереза Ракен» представляет собой своего рода анатомию чувства вины. От полного отрицания и самооправдания (пресловутое «Вы бы на моем месте поступили так же!»), до отчаянья и покорности, глухой замкнутости и озлобленности. Золя показывает нам все стадии, которые только может пройти чувство вины, все его формы, все лазейки, которые ищет человеческий разум, неспособный больше жить с тяжким грузом вины на душе. Золя показывает насколько сильно оно способно отравить жизнь человеку, насколько бессмысленно с ним бороться, насколько беспомощен перед ним человек. Я не могу сказать, что способ выбранный автором был наилучшим. Иногда переход от одной формы к другой казался несколько искусственным, несколько надуманным. Я допускаю мысль, что один человек способен пережить все эти стадии, прочувствовать на себе все последствия, но в романе, это укладывается в столь сжатые сроки, это присваивается столь приземленным и апатичным людям, что порой чувствуешь недоверие к автору.

Этот роман однозначно отличается от остального творчества писателя. Здесь как никогда чувствуется отстраненность Золя от своих персонажей, невозмутимое спокойствие с которым он описывает их чувства, тщательно разобранные на микро составляющие эмоции и страсти, как никогда напоминают азарт ученого, расчленяющего лягушку. Кажется, что перед писателем не просто вымышленные люди, а животные, на которых он ставит свои опыты. И это животное, скотское начало присутствует на протяжении всей книги. Уже в предисловии писатель говорит, что для него главные герои «животные в облике человека, вот и все». И на примере этих животных, он хотел показать «власть инстинкта и умственное расстройство». Что ж в принципе каждый писатель в своем роде опытный экспериментатор, каждый помещает своих героев в какие-то необыкновенные условия. Но здесь Золя заявляет об этом прямо, он предупреждает читателя, что именно это было его главной целью, что он не замечал ничего другого, кроме этого детального описания чувств… «Я просто-напросто исследовал два живых тела, подобно тому как хирурги исследуют трупы…»

Да, ошибается каждый из нас. Но не каждый признает свою ошибку. Может быть, нет смысла искать виноватых или заниматься самоедством. Может быть сначала, нужно просто признать свою вину?
Tags: книжная полка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments