NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Categories:

Умберто Эко "Маятник Фуко"

Раньше я думала, что знаю, что такое интеллектуальный детектив. На ум сразу приходит Браун с его «Кодом» (как иначе!), Кейз и его «Синдром», нелюбимый Перес-Реверте. Я думала, что знаю, как читаются такие книги, и как воспринимаются. Что ж. Оказывается я ошибалась. Невозможно знать что такое интеллектуальный детектив не читая Эко.

Исторические справки Брауна кажутся детским лепетом рядом с историческими конструкциями Эко. Элементарный язык Кейза, незамысловатая интрига психологического сюжета, кажется учебником рядом с монографией Эко. О Перес-Реверто даже говорить не хочу… Умберто Эко это писатель другого уровня. Это произведения, рассчитанные на другую публику. Это та планка, которую пытаются взять большинство, но преодолевают единицы.

Я бы слукавила, если бы сказала, что влюбилась в роман с первых строк. О! Первые строки повергли меня в растерянность. Мой анти математический ум завис над фразой - «…что период колебаний определен отношением квадратного корня длины нити к числу p, которое, иррациональное для подлунных умов, пред лицом божественной Рацио неукоснительно сопрягает окружности с диаметрами любых существующих кругов, как и время перемещения шара от одного полюса к противоположному представляет результат тайной соотнесенности наиболее вневременных мер: единственности точки крепления – двойственности абстрактного измерения – троичности числа p – скрытой четверичности квадратного корня – совершенства круга». Признаюсь, эту фразу я перечитала не раз, и не два, прежде чем понять, о чем идет речь. В этот момент мой книжный барометр внутри переместился с отметки «интеллектуальный детектив» до отметки «Джойс» (надо сказать, что выше отметки просто нет). И продравшись через первую главу воспаленного интеллектуального мозга, загнанного у угол, я была вознаграждена – нет, Эко не Джойс. И дальше мое знакомство, словно выдержав испытание, пошло гораздо легче.

Если спросить меня прямо – стала ли я поклонницей Эко, я отвечу, искренне – нет. При все при том, что я восхищена его талантом, его профессионализмом, я не влюбилась в него, не привязалась к его манере. Как вы знаете, я не люблю исторические книги. Для меня нет ничего хуже продолжения работы еще и в часы досуга. Я люблю читать монографии, я люблю читать биографии, читать профессиональную литературу – потому что это полезно, потому что это продуктивно. Но читать художественные произведения, где с историей заигрывают (пусть даже делают это на высоком литературном уровне), где историю используют, интерпретируют в своих интересах, переворачивают для меня невыносимо. Отправная точка сюжета – орден тамплиеров. Надо сказать, я долго смеялась когда читала краткое изложение истории ордена в стиле «для чайников». Чувство юмора Эко восхитительно. Итак, отправная точка повествования – это тот стержень на который главные герои нанизывают исторические факты, пытаясь докопаться до правды – сначала невольно, потом случайным образом, как будто разыгрывая лотерею, а потом целенаправленно они ищут связь между тамплиерами и … И вот здесь пределов фантазии Эко нет границ. Тамплиеры и ассасины, тамплиеры и евреи, тамплиеры и Шекспир, тамплиеры и Ришилье, тамплиеры и подземные катакомбы Парижа. Я молча сносила все эти исторические издевательства. Но когда главные герои нашли прямую связь тамплиеров и Гитлера мое терпение лопнуло! Читать такое не было никаких сил.

Мне многое понравилось в стиле Эко. Мне очень понравилось его чувство юмора, его рассуждения о книгах, о компьютерах, о человеческих поступках. Его мысли о том, как поменялось наше восприятие, наше самовыражение с появлением компьютера меня просто покорили. «Ежели пишешь гусиным пером, скрипя по засаленной бумаге и макая его ежеминутно в чернильницу, мысли опережают друг друга и рука не успевает за мыслью, если печатаешь на машинке, буквы перепутываются, невозможно поспеть за скоростью собственных синапсов, побеждает тупой механический ритм. А вот с ним (может быть, с нею?) пальцы пляшут как им угораздится, мозг объединен с клавиатурой, и порхаешь посреди неба, у тебя как у пташки крылья, ты сочиняешь психологический критический разбор ощущений первой брачной ночи…». Да, с приходом компьютерной эры у нас больше возможностей и меньше времени на раздумья. Мы где-то на пороге условной грани реальности и вымысла, бытия и сознания, мы переступили через все вечные философские проблемы. Мы можем опережать даже свои мысли, не удивительно, что всевозможные вариации интернет дневников столь популярны…

То, что Эко гений мной даже не оспаривается. То, что его литература это Литература с большой буквы, правда. Но он чужой гений. Эко для тех, кто любит такой жанр, а я к этим людям не отношусь.
Tags: книжная полка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments