?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Насколько бы человеку не было безразлично мнение общества, он вынужден с ним считаться. Рано или поздно. Так есть и так будет. И как бы ни менялись условия нашей жизни, как бы не вольны мы были поступать, как нам хочется, все равно нам придется оглянуться на мнение общества, все равно нас, так или иначе, затронет осуждение или одобрение. Казалась бы, что вообще за утверждение – мы должны подчиняться, должны соответствовать заданным нормам и правилам общества. Ведь общество – это мы сами. Это единицы личностей, которые поймут меня, которые однажды были на моем месте. Так почему же, меня должны осудить? Но складывается впечатление, что социальные законы существуют сами по себе, что предрассудки неискоренимы. И пусть меняются времена и нравы, а человек по-прежнему должен считаться с мнением этой толпы, что его окружает. И пусть рвутся родственные связи, семьи из традиционных превращаются в нуклеарные, пусть религия уже не контролирует нашу духовную жизнь, общество как таковое связывает нас, сковывает нашу свободу. И в конечном счете, определяет нашу жизнь…

Теодор Драйзер один из самых любимых моих писателей. Я готова перечитывать до бесконечности «Американскую трагедию», я могу смаковать каждую фразу «Финансиста», я утоляю свою жажду по женским романам его «Сестрой Керри», впадаю в меланхолию, читая «Стоика». Я не могу сказать, что люблю все его творения. Мне не нравится Драйзер социалист. Читая его рассказы о нищих рабочих, холодных и серых буднях Великой депрессии, километровых очередях за работой, чувствуется, что его слог сильно отдает коммунистическим максимализмом. А я это не люблю. Почему-то мне не пошел роман «Оплот». Возможно, его время еще не пришло. Но я обязательно к нему вернусь. И после этого мне казалось, я знаю Драйзера. Знаю, каким он бывает, о чем он может написать и как. Но «Дженни Герхардт» - нечто совсем иное…
Да, пожалуй, только великие могут так удивлять. .

Когда я начала читать роман, меня начали одолевать сомнения. «Так… - думала я. – Преемница «Сестры Керри»… Ну что ж, романы тоже нужны». Через 50 страниц мое отношение еще более ухудшилось – «Этот роман столь плох, что слов нет. Так сентиментален, что в голову приходит только «Бедная Лиза» Карамзина!» - думала я. Казалось, что все очевидно. События развивались столь логично, что я готова была поспорить на что угодно, что Дженни к концу книги покончит жизнь самоубийством. Через 100 страниц, я с удивлением поняла, что ошибалась, еще через 100 я поняла, что совсем не знаю Драйзера. Со-ве-р-шен-но. Но, не смотря на то, что мои ожидания не оправдались, буквально дважды, «Дженни Герхардт» мне понравилась. Это очень нетипичный роман. Это не история страсти как вспышки, не рассказ о волнующих свиданиях беззаботной юности, не о Золушке в Нью-Йорке, не о безответной любви. Не о первом и последнем мужчине в жизни. Здесь любовь взаимна, страсть где-то на вторых планах, свиданий в полном смысле этого слова нет. В этой книге описана жизнь в гражданском браке начала 20 века. Здесь слабости мужчин, и их потакание собственным желаниям. Здесь годы привязанности, спокойствия и семейного уюта проигрывают спокойному и взвешенному решению рассудка. Здесь добровольный отказ от близкого человека ради перспектив и денег, кажется самым разумным решением. И то, как уживаются такой беспросветный сентиментализм и здравый, трезвый ум просто удивительно. Я читала много произведений об оковах общественной жизни, о том, как общественные рамки и условности сковывают жизнь. Но каждый пишет об этом по-разному. А Драйзер пишет так, что читатель просто заново «открывает Америку», по-другому смотрит на эту проблему.

«Дженни Герхардт» - это не «Сестра Керри», и тем более не «Американская трагедия». От нее не следует ждать большего, чем она есть – роман о любви. Об одном из вариантов любви.

Comments

( 6 заявки — Оставить заявку )
ros360
Jan. 30th, 2010 06:46 pm (UTC)
"Общественные рамки и условности сковывают жизнь" - будто про "Сагу о Форсайтах" написано! Тебе так не показалось?
neosonus
Jan. 31st, 2010 02:23 am (UTC)
Да, согласна... В "Форсайтах" Ирэн, Вэл и Холли, Сомс - больше остальных пострадали от этих условностей. И в итоге всегда задумываешься - ради чего?
jenny_sparrow
Jan. 31st, 2010 07:28 am (UTC)
Я, кажется, именно Сестру Керри начинала у него читать. Не дочитала :)
neosonus
Jan. 31st, 2010 11:20 am (UTC)
Мне "Сестра Керри" понравилась, правда, в начале мне тоже показалось, что это не мое.
origaton
Feb. 5th, 2010 09:09 pm (UTC)
Драйзер
В художественном плане он близок к нулю, но как репортёр и исследователь общества - великий человек!


P.S. Не пора ли нам определиться в терминах?
Предлагаю определиться: что мы станем называть:
1. литературой;
2. беллетристикой;
3. графоманией;
4. словесным поносом?
neosonus
Feb. 6th, 2010 12:44 pm (UTC)
Re: Драйзер
Драйзер для меня святое:) Так что ни за что не соглашусь с вашей оценкой. Просто у него такой стиль. Вот и все.
Определиться в терминах... Знаете, я никогда не задумывалась об этом буквально. Естественно, я тоже отношу автора к какой-либо категории, но как человек достаточно лояльный, я не категорична в этом вопросе. Например, я считаю Донцову беллетристикой, и понимаю ее пустозвонство. Но тем не менее беллетристика для меня тоже литература. Просто другого качества. "Литература" для меня не голубая кровь литературы, не сливки авторов, это просто литература. Разная. и мало ли не нравится мне Донцова, или вот Соломатина не понравилась, кому-то это же нравится. Поэтому я вообще не считаю в праве называть что-то словесным поносом. Такой категории у меня даже нет.
( 6 заявки — Оставить заявку )