?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Писать эту рецензию я могу только сейчас – спустя неделю после прочтения этой книги. И не потому что у меня не было времени. Просто это настолько эмоциональная книга, настолько больно она «укусила» меня, что я просто не могла спокойно говорить о ней. В первый вечер, я вообще не могла ничего с собой поделать, казалось, что я потеряла кого-то близкого… Мрачно. Тяжело. Невыносимо.

Не смотря на эти впечатления, сейчас, анализируя свое отношение к «Прерванной дружбе» я хочу сказать, что это очень хорошая книга. И совсем не мрачная. Просто к героям Войнич настолько сильно привязываешься, что уже не можешь равнодушно реагировать на трагедии в их жизни.
Этель Лилиан Войнич писала историю Овода в обратной последовательности. Сначала в 1887 г. был написан роман «Овод», роман в котором мы знакомимся с главным героем, видим его совсем юным восторженным юношей, зрелым, разочаровавшимся взрослым мужчиной и становимся свидетелем его смерти. В 1910 г. Появилось «продолжение» - роман «Прерванная дружба», где рассказывается о небольшом эпизоде из жизни Артура, о котором автор таинственно умолчала в первом романе. Появляются новые герои. Новые условия. Новая любовь. И в 1945 г. был написан последний роман Войнич (как в этой трилогии, так и в творчестве в целом) – «Сними обувь свою». Этот роман я не читала, и могу сказать лишь общий сюжет – автор повествует о родителях Овода.

Первый роман я прочитала несколько лет назад и мои эмоции и впечатления стерлись и поблекли. Поэтому беря в руки «Прерванную дружбу» я заново знакомилась с героем Этель Лилиан Войнич. И познакомившись заново, я заново влюбилась, заново прикипела. Заново пережила ту несправедливость, что толкнула главного героя к смерти… Книга Этель Лилиан о благородных людях. О таких людях, которые лишены зависти и злости, которые не терпят слабости и трусости, не любопытны, не праздны, которые не сдаются перед лицом опасности, которые мужественно переносят трудности, которые достойно справляются с человеческими несовершенствами. Которые не обращают внимания на физические недуги, а идут дальше. Эта книга о мужской дружбе. О любви. О ненависти. И… о глупости. По-другому я не могу назвать это. Маргарита – девушка любящая его всем сердцем, чувствует тот страшный опыт, те потери, что пережил ее любимый. И она взывает к нему, пытается растопить его сердце, пытается исцелить его. Но Артур (будем называть его настоящим именем) думает, что друг предал его. Иначе откуда Маргарита могла это узнать. И он уходит от нее, сжигает мосты и навсегда уходит из жизни людей искренне любивших его – лучшего друга и любящей девушки. Читая развязку романа меня, душила бессильная ярость. Благородство не позволило главным героям поговорить, не позволило выяснить, что же произошло. Гордо, абсурдно глупо лучшие друзья расстаются. И даже нет слов, чтобы описать свои эмоции….

Это книга – приключение. Это опасное путешествие в Южной Америке. Это роман – борьба. С чужими амбициями, собственными недугами, с физическими недостатками, своей привязанностью, болезнью. Это книга – толчок. Это двигатель идти вперед, двигаться и развиваться. Потому что стыдно предаваться собственным слабостям, когда читаешь о таких людях.
Я хочу сказать, что даже если вы не читали «Овода» «Прерванная дружба» - самостоятельное произведение. И вовсе не обязательно знать предысторию Овода. Но одно я могу сказать точно – продолжение читать захочется каждому.

Comments

( 15 заявки — Оставить заявку )
(Deleted comment)
mimosa1733
Jan. 9th, 2010 08:04 pm (UTC)
Не ходите далеко. Все три романа здесь: http://lib.rus.ec/a/18887
neosonus
Jan. 10th, 2010 01:04 am (UTC)
Думаю, тебе понравится:)
boris_veiz
Jan. 9th, 2010 02:07 pm (UTC)
Всегда приятно встретить рецензию на автора, который уже давно вышел из литературного канона и, увы, не пользуется больше ни известностью, ни популярностью. В особенности приятно, что вы такой живой и искренний читатель. :)
neosonus
Jan. 10th, 2010 01:05 am (UTC)
Спасибо. Я часто читаю таких авторов:)
sandy_cat
Jan. 9th, 2010 03:03 pm (UTC)
Очень люблю эту книгу, как и "Сними обувь свою".
neosonus
Jan. 10th, 2010 01:06 am (UTC)
"Сними обувь свою" на очереди. Правда нужно какое-то время чтобы равнодушно вернуться к этому герою... Точнее к его предыстории.
sandy_cat
Jan. 10th, 2010 06:10 am (UTC)
Это совсем другая книга, и даже не о его родителях, о более далеких предках. Но очень сильная, да.
jenny_sparrow
Jan. 9th, 2010 04:10 pm (UTC)
>>Сначала в 1987 г. был написан роман «Овод»,

Описка. В каком году?

У меня с Оводом как-то не сложилось, хотя дома книжка была, и я, часто лазая по книжному шкафу, легко выучила длинное имя автора :)
neosonus
Jan. 10th, 2010 01:10 am (UTC)
Спасибо, исправила! Как не перепроверяю, а когда просматриваю старые рецензии часто нахожу описки(
У меня дома (точнее у мамы) только "Прерванная дружба" и "Сними обувь свою". Но когда я решила почитать (еще лет 5 назад) то обнаружила, что это продолжение. Поэтому взяла в библиотеке Овода. Сначала даже не хотела читать продолжение - революционная борьба и смерть во имя народа для меня были настолько бессмысленными, что меня просто раздирало от эмоций. А на этих каникулах в гостях у мамы - не знала, что почитать. Не жалею:)
ros360
Jan. 10th, 2010 03:11 pm (UTC)
Браво! Ещё одна блистательная рецензия, после которой хочется разыскать обязательно эту книгу.
neosonus
Jan. 11th, 2010 04:02 am (UTC)
Спасибо:) Я думаю, тебе понравится!
Наталья Ляшенко
Mar. 15th, 2012 10:27 am (UTC)
Войнич
Читали ли Вы статьи Евгении Таратуты, главного Советского Войничеведа, если можно так выразиться? Скорее всего нет. Постарайтесь достать 3-х томник Войнич, придесловие к нему написала Е. Таратута. (Впрочем, я забыла, что есть И-нет).Вам будет интересно узнать и подробности жизни Этель Лилиан Буль (Войнич), ее дружбу с русскими революционерами-народовольцами и историю написания ее главной трилогии (Овод, Прерванная дружба, Сними обувь твою (не свою, а, именно, твою), и отношение к Оводу и к революционной борьбе народов у тех поколений, которые предшествовали Вашему.
Читая, Ваш взволнованный комментарий я очередной раз задумалась, а что же все-таки связывает разные поколения, на чем не рвется "связь времен".
Вы пишете,"первый роман я прочитала несколько лет назад и мои эмоции и впечатления стерлись и поблекли". Я прочитала Овода в 10 лет и с тех пор образ этого человека волнует меня невообразимо, хотя не могу не признать, что восторженно-безапеляционное отношение мое к предмету борьбы, я имею в виду революцию, конечно изменилось. Не слишком...
Вы пишете: "Заново пережила ту несправедливость, что толкнула главного героя к смерти". Думаю, это не несправедливость, это логика развития характера. И в Оводе и в Прерванной дружбе она, эта логика, проявляется, несмотря на то, что книги эти Войнич писала в качественно разных возрастах (Овод - автору около 30; Прерванная дружба - за 40...)
Уход Феликса от Рене и Маргариты Вы почитаете за глупость. Думаю это нечто худшее. Имя этому греху эгоцентризм. Помните, Маршан предупреждает Ривареса об опасностях, которые подстерегают человека, привыкшего бороться и страдать в одиночку: "Остерегайтесь прежде всего полюбить одиночество, на которое вы обречены, и не окружайте себя стеной из переборотых вами физических страданий». Феликс решает, что «за стенами он в безопасности, туда не проникнет ни одна бабочка»...но за стенами и не слышны вопли и не видны страдания других людей...
Что же общего в нашем отношении к этим книгам?
Может быть восхищение сильными людьми (мужественными, смелыми, не щадящими себя, способными посвятить свою жизнь великим целям (Овод) или просто ДЕЛУ (Прерванная дружба).
Или это необычное чувство, которое питают герои Войнич мужского пола друг к другу Артур - Монтанелли, Рене - Феликс. Не берусь характеризовать его, боюсь свалиться в пошлость.
В И-нете я прочла о прототипах Овода. О Степняке-Кравчинском я знала давно, Рейли - для меня новость... В моем представлении Рейли все-таки авантюрист, а не борец за идею. Для таких людей действие, то бишь, роман, становится самоцелью. А Овод для меня, прежде всего духовен. Недаром его духовный отец - падре - Монтанелли является и его физическим отцом.
Так может быть именно стремление к духовности (не имею в виду религию), к той духовности, которой нам так не хватает сегодня, нас и объединяет?
neosonus
Mar. 20th, 2012 01:13 pm (UTC)
Re: Войнич
Спасибо большое за комментарий.
Мне сразу вспомнились слова Тынянова о том, что современный читатель зачастую только поверхностно воспринимает книгу, как боязливый человек, который ходит по самой кромке моря, боясь окунуться в воду. Воспринимая в книгах только очевидное, обедняя себя, и пропуская мимо самое главное... Ваши слова бесспорно свидетельствуют о том, что вы не относитесь к таким читателям. А я вполне.
Знаете, я читала какую-то статью о Войнич, но совсем не помню автора. Но да, знакома и с историей написания книги, и ее дружбе с русскими революционерами и многом другом. Возможно это Таратута, нужно заглянуть проверить.
по поводу того, что мои впечатления поблекли - к сожалению, даже любимые произведения, которые буквально перевернули мое мировоззрение (как часто у меня так вот неловко получается формулировать мысли...извините) сейчас воспринимаются положительно лишь благодаря памяти о тех эмоциях. а не потому, что я их чувствую. Вы сохранили это в себе не смотря на долгие годы, и я искренне вам завидую) Хотя, это и плохо. Сохранить не только свежесть взгляда, но и первый восторг, первые эмоции - ценный дар.
по поводу "глупости". Вот прочитала ваш комментарий и задумалась. сейчас я бы пожалуй так не сказала бы... изменилась. Не смотря на то. что прошло совсем немного времени - всего 2 года, но я в самом деле думаю по другому... Мне кажется это даже не эгоцентризм, это какой-то альтруистический мазохизм. Все же он действует во имя других. т.е. во благо кому угодно, но не себе. И при этом, ограничивая себя, отказываясь от самого ценного и дорогого добровольно, он напоминает мне наших советских героев. Которые так же ради высшей цели отказывались от самого дорогого, упиваясь собственным несчастьем. Я вовсе не хочу злословить, но сейчас я как-то более пессимистично (цинично?) смотрю на эту ситуацию. Теперь, я думаю, что свою долю удовлетворения он получил. Простите... (почему-то неудобно писать это Вам).
по поводу духовности - для меня это очень спорный вопрос. я являюсь сторонником мысли, что самодостаточному человеку какой-то импульс извне не нужен. Будь то религия, или идеология, или какая-то другая глобальная идея... И поэтому мне кажется, что стремление к духовности зачастую обусловлено тем, что человеку чего-то не хватает. какого-то стержня. И если я допустим, не верю в бога, то я буду искать этот импульс в книгах. И поэтому я отрицательно отношусь к самой мысли об этом стремлении... Мы все пытаемся заполнить дыру внутри нас чем-то или кем-то... Поэтому я искренне восхищаюсь людьми, способными отойти от этого. черпать силы в себе, опираться на себя. быть самоцельными, самодостаточными... Увы, я далеко не такой человек. Хотя, и в самом деле не верю в бога.
Olga Zapovednaya
Mar. 20th, 2012 11:14 am (UTC)
NeoSonus, спасибо за рецензии Вам и Наталье Лященко.
Недавно перечитала все три романа и снова ими "заболела", почти также как в 14 лет. Конечно, с возрастом меняется восприятие книг и сейчас увидилось гораздо больше граней в характерах героев.
Замечательно сильный характеры Артура покорил меня еще при первом прочтении, а вот мужество и волю Маргариты удалось оценить только сейчас. И в "Прерванной дружбе" и в "Сними обувь твою" Войнич описывает во многом схожие женские судьбы: её героини получая образование, более широкое и нетипичное для их современниц, и попадают в одну и ту же ловушку - они почти никак не могут реализовать свои знания. Их образ мысли настолько необычен, что они не могут даже признаться в нем. Маргарита скована физически, но на ее долю достались сильные и глубокие переживания. Её мужество, то же мужество переносить боль, что и у Артура, хотя почти и не описанное в книге, вызывает не меньшее преклонение.
Необычное сочетание - логика и интуиция в одном человека - в Маргарите. Но и интуиция, увы, не спасла ее историю любви.
В какой-то рецензии прочла, что в финале "Прерванной дружбы" возникает "желание набить лицо главному герою". Пожалуй, это очень точное описание возникающей бури эмоций.
Ну почему все трое - Рене, Маргарита и Риварес - такие тонкие, благородные, чувствующие натуры - не поговорили друг с другом? Риварес - с его гордыней, эгоцентризмом, незаживающей раной предательства. Рене - благородный и чуткий, но слишком трепетно относящийся к ранам дорогих ему людей. Маргарита - вообще поставившая на себе крест, отправившаяся в могилу при жизни! Обратите внимание - за все года после Ривареса Рене и Маргарита НИ РАЗУ не поговорили друг с другом. Почему?
Еще одно почему - во время первой встречи Маргариты с Маршаном догадался же Артур, что она сказала про пьянство случайно. А догадаться, что девушка просто логик и просто внимательно наблюдала за ним не смог? "Несмотря на весь ваш ум, вы порой бываете удивительно недогадливы" - цитата.
Да, книга не оставляет равнодушной! )))
После прочтения и сопереживания героям очень смешно читать советскую критику, да, ту самую Евгению Таратуту, сетующую, что "революционный пафос подменен личными переживаниями героя" - дословно не помню. Ну конечно, глубокий внутренний мир и сложные взаимоотношения транспарантом не сделаешь.
Хотя для меня и "Овод" не революционный плакат, а книга о сложной трагичной судьбе, о людях и их отношениях, о преданности, мужестве и любви. Революция же больше как декорация, как пример, что ли. Ведь непосредственно самих революционных событий в романе почти нет.

neosonus
Mar. 26th, 2012 08:28 am (UTC)
спасибо большое за комментарий!
Знаете, а для меня "Овод" все же о революции, а любовь второстепенная линия. Мне кажется, Войнич так расставляла акценты. И поступки героев тогда будут логичны. Другое дело, что нам сейчас чужды те ценности и идеалы... Я задыхалась от такой логики, мне хотелось буквально кричать, и если не набить морду, то дать пару пощечин точно:) И да, я тоже не понимала, почему они не смогли поговорить. Я постоянно ждала этого, перелистывая каждую страницу надеялась, что это произойдет, что успеют.... Невероятно трудно было смириться с таким финалом.
Таратуту (если это была она, не очень точно помню) читала давно. Не помню языка. Но в целом понимаю, о чем вы. Меня такие рецензии/статьи всегда очень умиляли. Они для меня столь наивны. и дело не в том, что я такая вот вся умная, и проч. Но просто мне кажется, это очень таким милым, как старые фильмы советского периода, или газетные статьи.
Чувствуется, что вы совсем недавно перечитывали книги - велико желание обсудить и поспорить. Меня тоже всегда охватывают подобные чувства после новой книги. К сожалению, я уже не очень хорошо помню Войнич, чтобы быть для вас достойным собеседником. А перечитывать я не люблю (очень уж много не читанного дома).
Желаю вам побольше таких книг!
( 15 заявки — Оставить заявку )