?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Необычная книга. Непривычный стиль повествования, необычное начало и неожиданный конец. В этой книге удивляет многое. Удивляет нелюбовь и критика автора своих главных героев. Удивляет само появление главных героев, знакомство с ними, а затем неожиданное исчезновение. Череда лиц проходит мимо нас как  кадры фильма, и каждый герой, остановившись перед камерой, замирает и позволяет рассмотреть его во всех подробностях, свыкнуться с резкими чертами лица, понять его слова, мысли, смириться с недостатками. Каждый из них уникален как личность. Хоть автор и не доволен теми, кому он уделяет больше времени. И вот герой, приходит в движение исчезает с авансцены, и мы провожаем его взглядом. Навстречу уже идет другой, и мы снова вглядываемся в его глаза, подспудно жалея, что тот, другой ушел.

Из-за укоренившегося чеховской логики, восприятия предметов и явлений лишь как основу для развития последующих событий, многие вещи кажутся нелогичными, непоследовательными, странными. Мы читаем о скандальном деле, которое расследуется властями, в начале книги и ждем развития событий. Но этого развития все нет и нет. Потом писатель словно вспоминает и дает продолжение. Но как-то второстепенно, не значительно, мимоходом. Мы читаем о жизни и поступках 3 (в основном) молодых людей и ждем от них главных поступков. Главных сенсаций. А оказывается, что эти поступки совершат другие. А наши герои так и не смогут себя переступить. Мальчик ворует у отца компрометирующие письма, обстановка накаляется, мы ждем шантажа и неожиданной развязки, но дело глохнет, не начавшись.

Само повествование тоже не типично. Мы читаем дневники и письма, мы следуем за автором в альковы и комнаты отелей, заглядываем в окна и столы, мы смотрим на одни события глазами разных его участников. Это своего рода пазл из кусочком мыслей, из отрывков писем, из частичек душ. Конечно, многое сейчас кажется нам привычным, но для 1925 г. эта книга думаю, была сам вызов консервативной публике. Правда, Жид смог потом еще больше шокировать публику и уже более откровенно. Но все равно.

Эта книга посвящена Роже Мартену Дю Гару, и на протяжении всего повествования я непроизвольно замечала сходство между этими двумя авторами. Это сходство нельзя назвать явным, но оно есть. И пусть Дю Гар был очень традиционен, а Жид – это сплошной вызов обществу. Помыслы главных героев, душевное смятение и упрямство, отказ от очевидного пути – вот самое главное, чем схожи эти авторы для меня. Бернард Профитандье и Жак Тибо дети своей эпохи.

Comments

( 2 заявки — Оставить заявку )
jenny_sparrow
Nov. 30th, 2009 11:40 am (UTC)
>>>Из-за укоренившегося чеховской логики, восприятия предметов и явлений лишь как основу для развития последующих событий

Ого, так это чеховская логика? Я про себя называю ее "логика Дюма", где ни одно событие в книге не совершено просто так, а рано или поздо приведет к ключевым результатам. И сама очень хочу так писать :)))
neosonus
Dec. 1st, 2009 03:45 pm (UTC)
Я просто сразу вспоминаю занменитое "если в начале романа на стене весит ружье, в конце оно должно выстрелить" (за точность не ручаюсь) Поэтому это для меня Чехов.
( 2 заявки — Оставить заявку )