NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Categories:

Читательский дневник. Пост *2.18

16Второй день проблемы со сном. Спустя час сдаюсь, наливаю горячий чай, открываю ноут и возвращаюсь к старому доброму Маклюэну. Пришла пора 18 части (с ума сойти! Уже 18, даже не верится). Сегодня без предисловия. Просто мой второй читательский дневник.

Маршалл Маклюэн «Понимание медиа: внешние расширения человека»

Глава 17. Комикс. Вестибюль MAD, ведущий к телевидению

٧ «Смириться с чем-то, или пережить что-то, значит перевести его непосредственное воздействие в многочисленные косвенные формы осознания».

Какая классная мысль. Чтобы нечто стало нормой, мы учимся воспринимать все связанное, близкое, косвенное / касательное той же нормой. Для меня это все, конечно, в первую очередь с психикой связано, но ведь не обязательно.
Даже простые действия, привычки, решение… ну не знаю, делать зарядку каждое утро. Ровно тогда, когда все окружающее будет восприниматься с этим заветным кусочком пазла в центре мы «смирились с этим или пережили», или усвоили и привыкли (как с новой мучительной привычкой. Я, например, никак не могу регулярно делать зарядку, ох, пример из жизни)). Хотя тут, конечно, речь о более сложных вещах, а частности о том, как «сжиться с насилием индустриальной и механической среды, подыскать ему какой-то смысл и мотив в нервах и инстинктах молодежи».

٧ «Сегодня нам крайне нужно понять формальный характер печати, комикса и карикатуры, бросающий вызов потребительской культуре кино, фотографии и прессы и в то же время изменяющий ее. Но нет ни одного подхода к этой задаче, ни одного наблюдения и ни единой идеи, которые могли бы дать решение столь сложной проблемы изменения в человеческом восприятии».

И вот это, пожалуй, главная причина почему эта книга так нравится мне. Изучать то, что никто не изучал до тебя, не решал такие задачи – идея амбициозная и рискованная. А так как я заранее уже знаю, что у Маклюэна получилось, мне еще интереснее! Как же красиво сказано! Поэзия духа и социологии.

Глава 18. Печатное слово. Архитектор национализма.

٧ «книгопечатный взрыв разносил умы и голоса людей по всей земле, дабы воспроизвести в мировом масштабе человеческий диалог, перебрасывающий мосты между эпохами…»

Как же красиво сказано! Поэзия духа и социологии.

٧ «Первые два столетия печати со съемных наборных форм были гораздо более мотивированы не потребностью в чтении и написании новых книг, а желанием увидеть книги античные и средневековые».

 Как интересно подмечено! Да, так и есть, ведь в самом деле главное было прочесть уже написанное, а не создание нового. И Маклюэн продолжает: «До 1700 года больше половины всех печатавшихся книг были либо древними, либо средневековыми».

٧  То, что происходит сейчас – схожий процесс. Информационные технологии дают доступ к мировому наследию и соединяя его с днем сегодняшним, потребностями актуальными (вплоть до самовыражения, ведение блогов и проч.) общество создает новый мир. Сплав старого (благодаря доступу к наследию) и нового.

٧ «Электрическое письмо и электрическая скорость мгновенно и последовательно обрушили на человека интересы всех других людей». И таким образом, по Маклюэну мы опять превращаемся в племя.

٧  Благодаря печатной книге появляется «иллюзия — что пространство визуально, единообразно и непрерывно». Т.е. человек читающий научился определенным образом мыслить и воспринимать мир. И дело даже не в западном или восточном подходе, цивилизационном или формационном, и даже не в особенностях менталитета. А просто в том, что процесс чтения текста, восприятия букв учит нас определенному образу мышления.

«В психическом плане печатная книга, будучи расширением зрительной способности, интенсифицировала перспективу и фиксированную точку зрения». Боже, как интересно. Чувствую, это будет моя любимая глава.

Продолжение следует.
Tags: читательский дневник
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments