NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Categories:

Читательский дневник. Пост *2.17

15Маршалл Маклюэн называл школу «интеллектуальной тюрьмой», продолжая свою мысль провокационным заявлением «наименьшее количество образования — это наилучшее образование, так как совсем немного молодых умов могут пережить интеллектуальные пытки нашей системы». Конечно, нельзя сравнивать систему образования современной России и канадской 2 половины ХХ века, и тем не менее, что-то в этом есть. Тем более, что многие аргументы знаменитого философа и социолога остаются актуальными до сих пор. «В наших школах слишком многое надо изучать при помощи традиционных аналитических методов — и это в эру информационной перегрузки». Бесспорно, традиционные методы остаются по сей день, но лично я считаю, что нельзя от них отказываться, даже в эпоху интернета. Есть некий набор навыков, который нельзя обрести с помощью упрощенных операций, доступность информации тут дело вторичное. Интернет не решение всех проблем. Тем более, многие операции связаны между собой, как абстрактное мышление развивается с помощью логики, так и умение критически мыслить будет более развитого у того, кто умеет работать с традиционным текстом. На бумажном листе (если уж не в учебнике).  Маклюэн кстати, не отрицает значение классической методологии, он лишь подчеркивает ее оторванность от информационной культуры, губительность такой разницы.

Мне понравилась метафора про интеллектуальную тюрьму глубиной образа. Система образования меняется, подстраивается под нужды детей, углубленный уровень предмета, разные программы, проектная деятельность и проч. проч. проч. (так много, что само образование грозит быть похороненным под гнетом развития индивидуального и творческого), но при этом «тюрьма». Стены остаются теми же. Мышление, условия, подход авторов учебников, формат экзаменов – все равно стандарт, как ни крути. И единственное, что нам остается – приспосабливаться и научиться проявляться в таких условиях…

Мой второй читательский дневник. Маршалл Маклюэн «Понимание медиа: внешние расширения человека»

Глава 16. Печать. Как на нее клюнуть

٧ «Для средневекового человека, как и для дикаря, пространство не было гомогенным и не содержало в себе объекты. Каждая вещь создавала свое собственное пространство». Мы воспринимаем мир трехмерно, для нас просто разбить картину на пространство, предмет и его тень, тем самым мы превзошли дикаря, но с другой стороны мы теряем представление о сути собственного пространства каждой вещи…. Интересно….

Глава 17. Комикс. Вестибюль MAD, ведущий к телевидению

٧ «печать и комикс дают нам полезный подход к пониманию телевизионного образа, поскольку предлагают очень мало визуальной информации, или связанных друг с другом деталей». Маклюэн продолжает попытки объяснить суть и значение горячих и холодных медиа, считая, что «комикс — ключ к пониманию телевизионного образа».
٧ «Отдельная заметка в колонке новостей дает очень мало информации и требует от читателя довершения, или наполнения, точно так же, как это делают телевизионный образ и фототелеграмма. Именно поэтому телевидение нанесло миру комиксов тяжелейший удар». Вновь мысль о том, как много приходится зрителю/ читателю додумывать самому и вовлекаться в процесс, «расширяться».

٧ «Пикассо долгое время был фанатичным поклонником американских комиксов. Высоколобые интеллектуалы, от Джойса до Пикассо, издавна преданы всей душой американскому массовому искусству, поскольку видят в нем аутентичную реакцию воображения на официальное действие». Любопытная мысль. Получается массовое искусство по природе своей настолько аутентично человеческим реакциям, что будет оставаться популярным для аудитории элитарной культуры хотя бы вот по этой причине. Конечно, мне понятно, что другие причины есть (например, что просто отдохнуть нужно от сложной и тяжелой литературы/ музыки и проч), но такого объяснения, как у Маклюэна, я ни разу не встречала.

٧ «Сегодня учителя часто сталкиваются с тем, что студенты, не способные прочесть даже страничку в учебнике истории, становятся экспертами в программировании и лингвистическом анализе. Проблема, следовательно, не в том, что Джонни не умеет читать, а в том, что в эпоху глубокого вовлечения Джонни не может визуализировать отдаленные цели». О как классно сказано! Мне эта мысль очень нравится. Это вселяет какую-то надежду на то, что новое «не читающее» поколение детей, не означает разрушение культуры, образования и прочих основ общества.

Продолжение следует.
Tags: читательский дневник
Subscribe

  • Читательский дневник. Пост *2.19

    На сегодняшний день моя система – три рецензии на книги (плюс все остальное между) и только потом читательский дневник – не работает. С…

  • Элизабет Страут «Мальчики Бёрджессы»

    Пэм. Да все нормально, правда. Все просто замечательно. И на работе, и дома, дети здоровы, муж в порядке и вообще… Только… Только…

  • Дени Дидро «Монахиня»

    Роман французского философа-материалиста, теоретика искусств и драматурга Дени Дидро «Монахиня» был написан около 1780 года, а…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Читательский дневник. Пост *2.19

    На сегодняшний день моя система – три рецензии на книги (плюс все остальное между) и только потом читательский дневник – не работает. С…

  • Элизабет Страут «Мальчики Бёрджессы»

    Пэм. Да все нормально, правда. Все просто замечательно. И на работе, и дома, дети здоровы, муж в порядке и вообще… Только… Только…

  • Дени Дидро «Монахиня»

    Роман французского философа-материалиста, теоретика искусств и драматурга Дени Дидро «Монахиня» был написан около 1780 года, а…