NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Category:

Читательский дневник. Пост *2.16

14Я все еще читаю интервью Маклюэна журналу Playboy. На этот раз мое внимание привлекли слова: «Разрыв поколений, на самом деле является пропастью, разделяющей не две возрастные группы, а две очень разные культуры».

Маклюэн пишет об образовании. По его мнению, из-за пропасти между поколениями, разницы в ценностях, образование «является инструментом культурной агрессии» вместо того, чтобы учить детей «понять революционную окружающую среду и адаптироваться к ней». Очевидно, Маклюэн переоценил возможности образования. Как можно понять революционную среду, если сам он вообще впервые заговорил о влиянии медиа на человека в таком ключе, если в 1968 году никто не представлял, насколько серьезные последствия ждут человечество в целом и воспитание молодежи в частности. И даже сейчас, в век интернета, когда прошло столько времени и сотни идей Маклюэна оказались пророческими, образование лишь в процессе осваивания сути компьютерных технологий и их последствий. Не насколько школа хорошо погружена в тему и разбирается в вопросе, чтобы научить понимать эту «революционную среду» и тем более адаптироваться к ней. Пожалуй, с точностью до наоборот. Чаще звучат призывы сократить время на интернет, серьезные исследования о том, насколько это вредно и подобное. Адаптироваться же означало бы принять и научиться жить в этом информационном шуме, расширении медиа...

«Сегодняшний ребенок растет без смысла, потому что он существует между двумя мирами и двумя системами ценностей, ни одна из которых не ведет его к зрелости, ведь ни одной из них он полностью не принадлежит, существуя в гибридной неопределенности постоянно изменяющихся ценностей». Актуально, не правда ли?

Мой второй читательский дневник спустя две недели. Теоретически я планировала вести его раз в неделю, но я совсем не хочу, чтобы в блоге был сплошной Маклюэн (а с началом учебного года такое может быть запросто). Поэтому режим читательского дневника теперь будет другой.

Маршалл Маклюэн «Понимание медиа: внешние расширения человека»

Глава 15. Часы. Аромат времени

٧ «На смену единообразию-времени приходит множественность-времен». У каждого свое время, у каждого своя жизнь. «В эту эпоху пространства-времени мы ищем множественности ритмов, а не их повторяемости». Человек постепенно ушел от единообразия, к нему уже не вернуться. Звучит так, словно фиксированные часы работы/ учебы скоро «вымрут» и исчезнут (об этом, конечно, много говорят, но лично я не верю).

٧ «Теперь, в электрическую эпоху, конвейер устарел, поскольку синхронизация перестала быть последовательной». Вот опять же я не согласна. Мне кажется, конвейер может устареть только в постиндустриальном обществе, до которого нам еще предстоит дойти, а пока, несмотря на глобальную деревню/ интернет/ цифровую революцию и расширение медиа, он не устареет. Наверное, с высоты полета Маклюэна это похоже на использование сохи в эпоху промышленной революции, но ведь и так тоже было. И очень долго было, конкретно в нашем государстве.

٧ «Сама письменность есть абстрактный аскетизм, расчищающий путь бесчисленным формам лишения в человеческом сообществе». Так интересно. Т.е. по Маклюэну получается, что письменность и обедняет (фокусируя органы чувств на систематизации и классификации), и подчиняет человека синхронному движению жизни, и приводит к тому, что время становится «замкнутым пространством». Такая изящная мысль… Красиво. Время наполняется, освобождается. Время как нечто замкнутое, осязаемое.

٧ «Культуры вроде нашей, зависшие в точке трансформации, рождают в большом изобилии как трагическое, так и комическое сознание. Именно максимальное взаимодействие разных форм восприятия и опыта делает великими культуры пятого века до нашей эры, шестнадцатого века и двадцатого века». Думаю, XXI век можно смело включать в этот список.

٧ «Часы — это механические средства коммуникации, которые трансформируют задачи и, повышая скорость человеческой ассоциации, создают новую работу и новое богатство». В тот момент, когда человек живет в абстрактном времени, наполняет его задачами, записывает эти задачи (пусть даже мысленно), он автоматически ускоряется. Это то, что нужно для бизнеса. Насколько это нужно для нас самих?

Глава 16. Печать. Как на нее клюнуть

Я нашла еще одну жемчужину-цитату. Маклюэн приводит цитату из автобиографической книги принца Модупе «Я был дикарем» «Истина места состоит в радости или боли, которая от него исходит». Речь идет о географическом месте. Как же классно сказано! Ни карты, ни названия улиц, направления движения, светофоры, дома или магазины, ничего из этого не определяет истину места. Для нас, для каждого человека, истина места в чувствах, которые оно вызывает….

Мысль вкусная и терпкая, как крепкий черный чай ранним утром в воскресенье)))) Пожалуй, на ней и остановлюсь сегодня.

Продолжение следует.
Tags: читательский дневник
Subscribe

  • де Бовуар

    "Она склонилась над рукописью; стучала пишущая машинка, комната пахла светлым табаком, чернилами и ночью. По другую сторону окна под темным…

  • д'Аннунцио

    "Голос же его походит на ненастливые мартовские дни, сплошь из серебристых проблесков, внезапных шквалов, ливней, града, мелодичных пауз, когда…

  • Моруа

    "Он любил работать над самим собой, как над произведением искусства" Андре Моруа "Жизнь Дизраэли"

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments