NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Category:

Читательский дневник. Пост *2.14

12Маршалл Маклюэн говорил, что человечество смотрит на мир «как бы через зеркало заднего вида». Интересно, правда? Т.е., человечество всегда будет отставать на один шаг в понимании значения технологии и мироустройства в целом. Нам всегда легче объяснить, что было вчера, чем то, что происходит сегодня. Мысль практичная и философская одновременно. Прошлое всегда видится яснее, мы знаем последствия, нам доступно понимание плюсов и минусов и уже с легкостью можно судить и рядить… «Настоящее всегда невидимо, потому что слишком сильно бьет по всем органам восприятия». Поэтому нужны некоторые усилия, чтобы остановиться и понять, что происходит сейчас. Тем более, чтобы предсказать, что произойдет завтра.

Эта мысль так сильно перекликается с тем, что я сейчас читаю у Оруэлла, который в 1938 году писал роман, предвосхищающий II Мировую войну и геноцид. Маклюэн говорит, что только творцы способны заметить и понять малейшие изменения в обществе, получается они не провидцы, просто лучше понимают то, что происходит здесь и сейчас. А все остальные, те, кто смотрит на мир через зеркало заднего вида, с недоверием и отторжением выслушают их фантастические идеи. Ведь этого просто не может быть… Вымысел.

Я супермедленный чтец. До сих пор читаю то интервью , возможно еще пару месяцев буду читать. И даже не представляю, как можно читать быстрее, когда такие интересные мысли и каждую хочется записать.

Мой второй читательский дневник. Маршалл Маклюэн «Понимание медиа: внешние расширения человека»

Глава 12. Одежда наша разросшаяся кожа

٧ «Одно из последних рекламных объявлений C-E-I-R Computer Services изображало простую хлопчатобумажную одежду, снабженную заголовком: «Почему госпожа «X» носит такую одежду?» Имелась в виду жена Никиты Хрущева.
На некоторых экземплярах этого весьма изобретательного объявления имелось еще и продолжение: «Это икона. Своему ущемленному народу и неприсоединившимся странам Востока и Юга она говорит: "Мы бережливые, простые, правдивые, миролюбивые, домашние, хорошие". Свободным народам Запада она говорит: "Мы вас закопаем"».
Ничего подобного не слышала. Настолько удивилась, что решила целый абзац скопировать. С одной стороны, я понимаю, что в разгар Холодной войны такие истории были возможны, с другой стороны, удивляет такое откровенное разжигание ненависти…

А вообще в этой главе речь идет о вещах понятных и знакомых мне, о том, какую информацию несет в себе одежда, Маклюэн продолжает мысль и связывает это с расширением человека (одежда как кожа).

٧ «Американская женщина впервые преподносит себя как человека, на которого можно не только смотреть, но которого можно также потрогать и обнять». Какие-то совершенно поразительные выводы делает Маклюэн из современной ему одежды и женских причесок.

Зато какая интересная мысль, по поводу стриптиза и обнажения тела как такового (бикини) «Нагота могла быть греховно возбуждающей лишь для визуальной культуры». Получается, раз у нас уже не визуальная культура, обнаженное тело, открытые руки и ноги не интересны, потому что благодаря технологиям наше восприятие расширилось.

«После многих столетий нашей полной одетости и запертости в единообразном визуальном пространстве электрическая эпоха вводит нас в такой мир, где мы живем, дышим и слышим всей кожей».

Глава 13. Жилище: новый взгляд и новое мировоззрение

٧ «Многие читатели знают, что Джеймс Джойс строил свой роман «Улисс», соотнося разные городские формы — стены, улицы, общественные здания и средства коммуникации — с разными органами тела». Каждый раз, вот каждый раз, когда я встречаю отсылки к «Улиссу», чувствую торжество посвященного. Видимо, гордость за эту книгу никогда не покинет мой тщеславный ум.

٧ Дописьменный человек видел в жилище сакральный смысл, «ритуальное расширение» себя и модель космоса. Письменный человек так уже не считает, отдает предпочтение «отдельности и пространствам, поделенным на ячейки».
Дальше идет довольно сложная (для меня) версия, почему жилища стали строить квадратными, а не круглыми. Попробую записать логическую цепочку. Что-то это для меня сейчас слишком сложно, не понимаю до конца…

  1. Круглые жилища – не «ограждены» в визуальном смысле, повторяют динамические силовые линии.

  2. Квадратные жилища – это огражденное «визуальное» пространство. «Его образуют пространственные свойства, абстрагированные от внешне проявляющихся напряжений».

  3. Таким образом, «квадрат выходит за пределы таких кинетических давлений, дабы оградить визуальные пространственные отношения, оставаясь в то же время зависимым от диагональных опор».

Продолжение следует.
Tags: читательский дневник
Subscribe

  • де Бовуар

    "Она склонилась над рукописью; стучала пишущая машинка, комната пахла светлым табаком, чернилами и ночью. По другую сторону окна под темным…

  • д'Аннунцио

    "Голос же его походит на ненастливые мартовские дни, сплошь из серебристых проблесков, внезапных шквалов, ливней, града, мелодичных пауз, когда…

  • Моруа

    "Он любил работать над самим собой, как над произведением искусства" Андре Моруа "Жизнь Дизраэли"

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments