NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Categories:

Читательский дневник. Предисловие к *2.6

gumanЯ честно хотела ограничиться предисловием в один абзац, но это оказалось невозможным. Так что опять разбиваю пост на предисловие и непосредственно читательский дневник.

В научной статье аспиранта кафедры «Философия» МГТУ им. Н.Э. Баумана, посвященной Маклюэну, встречаю такую ремарку: «считался в ученой среде маргиналом и чудаком, затем его имя на Западе стало культовым в новой эпохе». О том, что Маклюэн считался чудаком, я не знала, я встречала только слова критики, а это не одно и то же. Но если и так, если и правда для современников он был чудаком, значит идеи были слишком новаторскими, значит не в состоянии были понять и оценить? Таких историй в науке и искусстве так много, что это уже стало нормой. Наверное, новаторство и принятие общества вещи по определению несовместимые. Я думаю, творец не потому не понят обществом, что общество тупое /недоразвитое /костное, а просто потому, что для этого общества необходимо время, чтобы изменить свои взгляды и установки. Большое и целое меняется медленнее, чем индивидуальное и частное.

Кстати, чем еще мне нравятся такие статьи – помимо фактов о Маклюэне я встречаю интерпретацию или объяснение идей философа. Я вот в книге еще не дошла до этой мысли Маклюэна, а в статье уже встретила: «существовать — значит быть в медиа».
Вот это настолько верно, что мурашки по коже. И нежелание быть в медиа (читай «в социальных сетях, интернете») означает некую попытку не быть вообще, вычеркнуть себя из социальной жизни, не общаться, закрыться. Интересно… Ведь я как раз из числа противников социальных сетей. Но несмотря на это, мне пришлось завести себе аккаунты в Fb, IG, Вк, потому что нужен был доступ к тому или иному ресурсу, информации и т.п. Но все мои аккаунты левые, нигде нет нормальных имен, заполненных страниц или чего-то подобного (фотографий, друзей и проч.). Я примерно понимаю, о чем это говорит с психологической точки зрения (контрзависимость по большому счету), но с точки зрения социологии я об этом не думала. А тут резюме одно – нет в социальных сетях, нет вообще.

Но даже не это зацепило меня в статье «Маршалл Маклюэн о социуме и его истории: Более полувека спустя» («Гуманитарный вестник», 2021). А вот такая мысль автора, Е. А. Юсипова – «новым людям неинтересны книги потому, что теперь их сознание устроено иначе, а не из-за того, что они ленивы и нелюбопытны (хотя бывает и так)». Ого. Вот это заявление. О том, что каждое поколение читает меньше предыдущего говорят много, корят школу, родителей, интернет, ищут сколько угодно причин. Но вот одна, объясняющая всё вместе взятое – сознание устроено иначе. Вот и всё. Поэтому школа и родители могут разбиться в лепешку, но сознание ребенка попросту по-другому воспринимает информацию в этом мире. Условно говоря, книги – это однолинейный тип мышления. Гаджеты, интернет – многолинейный. Очччень спорно и очень интересно, как я люблю.

А дальше в статье научно разбирается как раз та глава, которую я читала месяц (Средство коммуникации есть сообщение), так что, если кому-то интересен профессиональный взгляд на вещи, а не мой дилетантский пересказ на эмоциях,  рекомендую статью.

Очень хочется цитировать, но не могу выбрать одно какое-то предложение, цитировать хочется кусками-мыслями. Поэтому приведу для примера всего один маленький кусочек. Интересный и содержательный.

«Еще для древних греков описать вещь, знать ее — это описать, как она сделана, т. е. знать ее происхождение, истоки, этапы становления. Но только в эпоху модерна история видится линейно, однако за это берется дорогая плата: шизофреническое расщепление мысли и действия, «сердца и логики», которые у бесписьменных народов и занимающих промежуточное положение между аудиальной и визуальной культурой (Античность) были едины. В электронном мире, как утверждается в «Галактике Гутенберга», все происходит одновременно, и в этом смысле тут больше нет никакой истории».
Tags: читательский дневник
Subscribe

  • В. А. Тыщенко «История одной пачки сигарет»

    Давайте представим на минутку, что вещи, окружающие нас, вещи невоодушевленные и по определению молчаливые, обретают голос. Стол, стул, дверная…

  • Магда Сабо «Дверь»

    «Если пронзить сердце очень тонким лезвием, человек не упадет мгновенно». Прочитала книгу… наверное, час назад. Хожу по…

  • Майк Омер. Трилогия о Зои Бентли

    «Он достал телефон, собираясь позвонить шефу, и увидел уведомления о четырёх непрочитанных сообщениях. Открыл их, все четыре были от Марвина.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments