NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Categories:

Кухня NeoSonus

Дописываю рецензию на вторую часть мемуаров Александра Бенуа и понимаю, что это уже как минимум третий вариант)))) И вот я подумала, а почему бы не поделиться тем, как выглядит "кухня" моего блога. Сколько существует заметок, сколько вариантов первого абзаца, который зачастую задает тон всей рецензии, движение мысли и слова. Конечно, не всегда так многословно. Но да, черновики и разные варианты имеют место быть. А иногда, наоборот, пишу на одном дыхании))

В общем, выложу сегодня "кухню", процесс создания рецензии на Бенуа. А завтра выложу готовый вариант рецензии. Маленький спойлер - рецензия в итоге получилась вообще другой и даже не о том, о чем планировала. А для иллюстрации пусть будет мой любимый Врубель.



В прошлый раз, рассказывая о воспоминаниях Александра Бенуа (книги 1-2), я сосредоточила внимание на удивительной атмосфере и настроении мемуаров, на ценности знакомства с выдающимся автором. Александр Бенуа человек настолько исключительный и талантливый, что сама возможность узнать ближе историю его семьи, внутренний мир Бенуа ребенка / юноши дорогого стоит. Вы только представьте себе детство в окружении художников, музыкантов, деятелей театра и музеев… Каким будет юность такого счастливчика? А каким будет жизненный выбор?
Я бы сравнила эти мемуары с золотой жилой. Ценная порода драгоценного металла, который можно рассматривать со всех сторон. С той, какая нравится именно вам. Говорить о том, что вам интересно и отзывается. Лично мне бросились в глаза в первую очередь две стороны повествования. Вещи, не особо связанных между собой и больше свидетельствующих о моих интересах, чем о личности Бенуа. Но да, отзывается. Я хочу говорить о большой любви Александра Бенуа к своей жене и о его отношении к русским художникам.

Один из создателей, учредителей, идейный вдохновитель знаменитого «Нового искусства»…


****

Говорить об этих мемуарах можно по-разному. Можно, как в прошлый раз, поведать об удивительной атмосфере и настроении, о ценности знакомства с этим невероятным человеком. Александр Бенуа человек настолько выдающийся и талантливый, что сама возможность познакомиться с историей его семьи и его внутренним миром дорогого стоит. Можно, сосредоточиться на содержании, вычленять меткие характеристики, оценку исторических событий и личностей, среди которых был император. Но ведь это не всё, эти пять книг в двух томах (712 и 744 стр. соответственно) вмещают в себя гораздо больше. Я не собираюсь замахнуться на глобальное – рассказать обо всем том, что читатель может найти под обложкой. Я хочу рассказать о том, что бросилось в глаза в первую очередь, две стороны повествования. Вещи, не особо связанные между собой и больше свидетельствующие о моих интересах, чем о личности Бенуа. Но да, отзывается. Я хочу говорить о большой любви Александра Бенуа к своей жене и о его отношении к русским художникам….

****

Можно говорить предметно о знаменитых друзьях, известных современниках и неоднозначных оценках, которые раздаем Бенуа….

****
Режет слух у Бенуа слова «жидовство»….

***
«Теперь у меня к Врубелю как к человеку если и осталось чувство большой нежности, пропитанное жалостью, если я и признаю, что это был один из самых действительно одаренных натур конца XIX века, то все же я должен признаться, что мое отношение к нему было когда-то преувеличенным, что гениальный по своим возможностям художник оставил по себе творение в целом фрагментарное, раздробленное и по существу такое, которое гениальным назвать нельзя».

Про Врубеля? Про моего родного Врубеля. Первый музей, в готовый я пошла в Омске – музей Врубеля. Первый художник, который засел в моей голове за недолгое обучение в художественной школе – Врубель. Его демоны… «Демон сидящий». «Демон поверженный» - где-то в самом сердце. И никакой Бенуа, никакой авторитет не способен развенчать моего кумира (и плевать я хотела на заветы «не сотвори себе кумира»). Люблю всей душой.

***

Про картину Иванова «Явление Христа народу»:
«в целом картина представляет собой неудачу, что она лишена объединяющей цельности, что она замучена, засушена, наконец, что Иванов, несмотря на все свои усилия, не сумел вложить в нее ту жизненность, которой он главным образом задавался»
Что?! Как?! Я не могу – не могу – я просто не способна согласиться с Бенуа. Господи, вы видели оригинал этой картины в Третьяковской галерее? Вы останавливались перед ней? Я не верю-не верю-я отказываюсь верить, что в вашей душе не дрогнула ни одна струна, ни один нерв, ничего. Что можно остаться черствым и пустым, глядя на это полотно. И да, в который раз говорю – я не крещеная, я не христианка, мое мнение исключительно светское, но даже я, со своим махровым атеизмом и бабушкиной присказкой «боже мой», не могла пройти мимо… Тут дело не в религии.


Tags: внутри меня, между строк..., повседневное
Subscribe

  • По Джойсу

    Очень хочу писать. Предметно писать не о чем – книжки читаю медленно, КиноМай наметился, но пока состоит всего из 3 фильмов. С кино я…

  • Лукьянова

    "Суть в том, что литература в России и в самом деле заменяла все: политику, социологию, философию, религию, даже экономику. Говоря о…

  • Ю. Ю. Клевер "Дама, идущая к усадьбе", 1887

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments