NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Categories:

Уильям Стайрон "Выбор Софи"


Эта книга произвела на меня неизгладимое впечатление. Это фантастическая, великолепная, уникальная книга. Это лучшее, что я вообще когда-либо читала. (скромно хочу заметить, что читала я не мало). Это невероятно. Это не высказать словами. Это потрясающе. Мне хочется пойти в магазин скупить всего Стайрона и подарить «Выбор Софи» всем своим близким друзьям… Мне хочется читать ее вслух… Боже мой, я не знаю как описать словами свои эмоции… Сейчас, когда я закрыла последнюю страницу у меня просто нет слов…

             Есть книги, от которых получаешь буквально физическое удовольствие. Это именно тот случай. Когда влюбляешься в автора с первого взгляда, первого слова, когда смакуешь каждый абзац, каждую фразу, когда впитываешь в себя каждую страницу, когда растягивая удовольствие, откладываешь книгу в сторону и мысленно проговариваешь про себя прочитанное, пробуешь на вкус его слог, когда читаешь и в голове возникает столько мыслей, вопросов, идей, что нет сил держать это в себе и ты берешь любую бумажную поверхность, попавшую под руку (в моем случае это трамвайные билеты), и начинаешь лихорадочно писать, когда чувство юмора покоряет, когда глубина боли и страданий потрясает, когда эмоции переполняют тебя, когда ты понимаешь – что ничего подобного раньше ты не читал.… Так вот – это и есть книга Уильяма Стайрона «Выбор Софи»!

Задумывались ли вы над тем, что вы делали с 7 по 12 августа 2008 года, когда в Южной Осетии по разным данным погибло от 364 до 1692 человек? Вы смотрели об этом по телевизору, читали новостную ленту в нете, просматривали газеты, видели фотографии на выставке… Вы знаете, что произошло. Но вот в состоянии ли вы понять, ЧТО чувствовали люди, которые были там? Задумывались ли вы над параллельностью наших миров? Возможно, 7 августа вы провели обычный ни чем не выдающийся вечер, поужинали, почитали книгу, потрепались по телефону или в аське, накормили кота, проверили почту, пораньше легли спать, потому что завтра на работу… А в Цхинвали в это время начался «массированный артиллерийский обстрел»… Мы можем знать об этом. Но объяснить, как эти две реальности уживаются в пространстве невозможно. Так и со второй мировой войной. Нас тогда не было на свете. Но это не имеет значения, потому что в апреле 1943 года американский мальчишка до тошноты объедался бананами перед медосмотром, а в Освенциме в этот день было умерщвлено 2100 евреев. Как могут уживаться эти вещи в одном мире? Стайрон не может этого понять… Как могут сосуществовать столь несовместимые вещи. Как мир вообще допустил такие зверства? Автор приводит в книге цитату Джорджа Стайнера, который смог потрясающе точно выразить эту мысль – «В тот самый час, когда приканчивали Меринга и Лангнера, подавляющее большинство человеческих существ … спали или ели, или шли в кино, или занимались любовью, или с тревогой думали о предстоящем визите к дантисту. Вот тут мое воображение заходит в тупик. Эти два вида деятельности осуществляются одновременно и столь отличны друг от друга, столь несопоставимы с любым обычным представлением о человеческих ценностях, их сосуществование являет столь мерзкий парадокс… что это побуждает меня задумываться над тем, что же такое время…»

         Как вообще можно рассматривать появление концентрационных лагерей в нашей истории… Конечно, лично от нас (наших родителей) ничего не зависело, но, тем не менее… Можно ли считать, существование этих страшных механизмов смерти упущением человечества в целом? Недосмотром? Попустительством? Мы прекрасно знаем историю второй мировой войны, историю прихода к власти Гитлера, его стремительную, буквально неуязвимую, напористую внешнюю политику. Мы помним, как отреагировал весь мир на его наглые претензии, и помним, что было потом… Мы знаем, что пресловутая Лига Наций показала свою несостоятельность… Мы помним знаменитый «Пакт о ненападении» и секретный протокол к нему.… Во многом, признают историки, виноваты осторожные политики Европы, которые просто не могли поверить своим глазам… Мы уверенны, что сегодня человечество надежно защитило себя от такого человека. Сегодня, никто не закрыл бы глаза на подобное. Но все равно - у нас нет гарантий, что это не повторится… «Человеческая жизнь ровным счетом ничего не стоит…». Скажите, если подобное было, и действовало, работало, можем ли мы себя чувствовать в безопасности? Я думаю, что нет.…

         Я не хочу, чтобы создалось впечатление, что книга Стайрона – это исключительно тема концлагерей. Вовсе нет. Вообще, как это свойственно классике в целом, «Выбор Софи» это множество вопросов и можно как угодно расставлять акценты… Это мир после войны, это благополучие Америки практически бескровно вышедшей из нее, это судьба Польши во время второй мировой – «крысы в горящем доме», это проблема холокоста, патриотизма, проблема человеческой сущности, которая принимает ужас холокоста как должное, как часть работы, это вопрос долга, вопрос религиозности, непостижимости психологии убийцы, психологии морального урода, который заставил Софи сделать страшный выбор, проблема реабилитации души и тела, наркотики, алкоголь, секс, любовь, девственность, наивность, цинизм, суицид.… И самое парадоксальное, что, не смотря на серьезность затронутых проблем, «Выбор Софи» совсем не тяжелая книга, закрывая которую, на тебя наваливается груз мрачных мыслей. Стайрон ведет повествование с таким остроумием, что, не смотря на трагические события, описываемые в конце, он так заканчивает книгу, что дочитав последнюю страницу, вы невольно улыбаетесь… В этом есть определенная жизненная философия. Это не улыбка сквозь слезы. Не наивный оптимизм, когда ты знаешь, что на самом деле все плохо. Не преувеличенное, показное веселье. Не поверхностное отношение несерьезного человека. Не равнодушие постороннего наблюдателя. Это просто такое отношение к жизни, где боль соседствует с верой в будущее.  


Tags: книжная полка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments