?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Эта книга произвела на меня неизгладимое впечатление. Это фантастическая, великолепная, уникальная книга. Это лучшее, что я вообще когда-либо читала. (скромно хочу заметить, что читала я не мало). Это невероятно. Это не высказать словами. Это потрясающе. Мне хочется пойти в магазин скупить всего Стайрона и подарить «Выбор Софи» всем своим близким друзьям… Мне хочется читать ее вслух… Боже мой, я не знаю как описать словами свои эмоции… Сейчас, когда я закрыла последнюю страницу у меня просто нет слов…

             Есть книги, от которых получаешь буквально физическое удовольствие. Это именно тот случай. Когда влюбляешься в автора с первого взгляда, первого слова, когда смакуешь каждый абзац, каждую фразу, когда впитываешь в себя каждую страницу, когда растягивая удовольствие, откладываешь книгу в сторону и мысленно проговариваешь про себя прочитанное, пробуешь на вкус его слог, когда читаешь и в голове возникает столько мыслей, вопросов, идей, что нет сил держать это в себе и ты берешь любую бумажную поверхность, попавшую под руку (в моем случае это трамвайные билеты), и начинаешь лихорадочно писать, когда чувство юмора покоряет, когда глубина боли и страданий потрясает, когда эмоции переполняют тебя, когда ты понимаешь – что ничего подобного раньше ты не читал.… Так вот – это и есть книга Уильяма Стайрона «Выбор Софи»!

Задумывались ли вы над тем, что вы делали с 7 по 12 августа 2008 года, когда в Южной Осетии по разным данным погибло от 364 до 1692 человек? Вы смотрели об этом по телевизору, читали новостную ленту в нете, просматривали газеты, видели фотографии на выставке… Вы знаете, что произошло. Но вот в состоянии ли вы понять, ЧТО чувствовали люди, которые были там? Задумывались ли вы над параллельностью наших миров? Возможно, 7 августа вы провели обычный ни чем не выдающийся вечер, поужинали, почитали книгу, потрепались по телефону или в аське, накормили кота, проверили почту, пораньше легли спать, потому что завтра на работу… А в Цхинвали в это время начался «массированный артиллерийский обстрел»… Мы можем знать об этом. Но объяснить, как эти две реальности уживаются в пространстве невозможно. Так и со второй мировой войной. Нас тогда не было на свете. Но это не имеет значения, потому что в апреле 1943 года американский мальчишка до тошноты объедался бананами перед медосмотром, а в Освенциме в этот день было умерщвлено 2100 евреев. Как могут уживаться эти вещи в одном мире? Стайрон не может этого понять… Как могут сосуществовать столь несовместимые вещи. Как мир вообще допустил такие зверства? Автор приводит в книге цитату Джорджа Стайнера, который смог потрясающе точно выразить эту мысль – «В тот самый час, когда приканчивали Меринга и Лангнера, подавляющее большинство человеческих существ … спали или ели, или шли в кино, или занимались любовью, или с тревогой думали о предстоящем визите к дантисту. Вот тут мое воображение заходит в тупик. Эти два вида деятельности осуществляются одновременно и столь отличны друг от друга, столь несопоставимы с любым обычным представлением о человеческих ценностях, их сосуществование являет столь мерзкий парадокс… что это побуждает меня задумываться над тем, что же такое время…»

         Как вообще можно рассматривать появление концентрационных лагерей в нашей истории… Конечно, лично от нас (наших родителей) ничего не зависело, но, тем не менее… Можно ли считать, существование этих страшных механизмов смерти упущением человечества в целом? Недосмотром? Попустительством? Мы прекрасно знаем историю второй мировой войны, историю прихода к власти Гитлера, его стремительную, буквально неуязвимую, напористую внешнюю политику. Мы помним, как отреагировал весь мир на его наглые претензии, и помним, что было потом… Мы знаем, что пресловутая Лига Наций показала свою несостоятельность… Мы помним знаменитый «Пакт о ненападении» и секретный протокол к нему.… Во многом, признают историки, виноваты осторожные политики Европы, которые просто не могли поверить своим глазам… Мы уверенны, что сегодня человечество надежно защитило себя от такого человека. Сегодня, никто не закрыл бы глаза на подобное. Но все равно - у нас нет гарантий, что это не повторится… «Человеческая жизнь ровным счетом ничего не стоит…». Скажите, если подобное было, и действовало, работало, можем ли мы себя чувствовать в безопасности? Я думаю, что нет.…

         Я не хочу, чтобы создалось впечатление, что книга Стайрона – это исключительно тема концлагерей. Вовсе нет. Вообще, как это свойственно классике в целом, «Выбор Софи» это множество вопросов и можно как угодно расставлять акценты… Это мир после войны, это благополучие Америки практически бескровно вышедшей из нее, это судьба Польши во время второй мировой – «крысы в горящем доме», это проблема холокоста, патриотизма, проблема человеческой сущности, которая принимает ужас холокоста как должное, как часть работы, это вопрос долга, вопрос религиозности, непостижимости психологии убийцы, психологии морального урода, который заставил Софи сделать страшный выбор, проблема реабилитации души и тела, наркотики, алкоголь, секс, любовь, девственность, наивность, цинизм, суицид.… И самое парадоксальное, что, не смотря на серьезность затронутых проблем, «Выбор Софи» совсем не тяжелая книга, закрывая которую, на тебя наваливается груз мрачных мыслей. Стайрон ведет повествование с таким остроумием, что, не смотря на трагические события, описываемые в конце, он так заканчивает книгу, что дочитав последнюю страницу, вы невольно улыбаетесь… В этом есть определенная жизненная философия. Это не улыбка сквозь слезы. Не наивный оптимизм, когда ты знаешь, что на самом деле все плохо. Не преувеличенное, показное веселье. Не поверхностное отношение несерьезного человека. Не равнодушие постороннего наблюдателя. Это просто такое отношение к жизни, где боль соседствует с верой в будущее.  


Comments

( 18 заявки — Оставить заявку )
kisunika
Aug. 11th, 2009 08:07 am (UTC)
заинтересовала ты меня этой книгой.
нужно будет найти и прочитать.

и какой у тебя журнал красивый, библиотека настоящая:)
neosonus
Aug. 11th, 2009 08:58 am (UTC)
спасибо:) Обложка должна соответсвовать содержанию! Это дизайн моей замечательной подруги Саши

Обязательно почитай:) Я уверенна тебе понравится!
topaz_tulip
Aug. 11th, 2009 09:23 am (UTC)
После первого же абзаца захотелось побежать в книжный!

Постараюсь сделать это в ближайшее время, спасибо.
neosonus
Aug. 11th, 2009 11:27 am (UTC)
:) На самом деле, я никогда не писала подобных отзывов... Обычно мои восторги очень умеренные. Поэтому искренне советую купить! Правда, не знаю сколько будет стоить у вас. я покупала в Москве - 379р. а у нас в Омске 440р. Видимо, Стайрона как особо ценный груз доставляют в книжные магизины сначала в отдельном купейном вагоне(с), а потом на такси:)
topaz_tulip
Aug. 11th, 2009 12:11 pm (UTC)
Книга на вес золота:)

А у меня бывают (редко) подобные впечатления, поэтому и очень хочется их повторить!
vsegdavasha_ja
Aug. 11th, 2009 10:03 am (UTC)
Читала, согласна полностью!
neosonus
Aug. 11th, 2009 11:23 am (UTC)
Ты тоже влюбилась в Стайрона, Оль? Или я одна такая... буквально как в мужчину, а не в писателя.
vsegdavasha_ja
Aug. 11th, 2009 12:46 pm (UTC)
Понимаю, как оно бывает)), но тут скорее уважение к таланту, ибо мое сердце отдано Давлатову уже давно;)))
neosonus
Aug. 11th, 2009 12:53 pm (UTC)
эх... Везет Довлатову:)
А мое сердце предательски забыло (ну как забыло - такого я вообще никогда не чувствовала ни к одному писателю, вообще) Золя, и навеки отдано Стайрону!
jenny_sparrow
Aug. 11th, 2009 10:18 am (UTC)
Мм, даже не знаю :) Книги про войну, концлагеря никогда не тянуло читать. Но ты так расписываешь :)
neosonus
Aug. 11th, 2009 11:22 am (UTC)
Сашуль, это не совсем про войну! Главный герой писатель, между прочим:) Его самокритика просто влюбляет в себя! Обязательно почитай!
tanya_silver
Aug. 11th, 2009 12:32 pm (UTC)
А ты кино не смотрела? Тоже очень... хорошее - как-то даже не знаю, какой эпитет подобрать. Там играет одна из моих любимых актрис - Мерил Стрип. Правда, книга, как обычно, говорят, намного сильнее - я не читала, но после твоего поста постараюсь обязательно!
neosonus
Aug. 11th, 2009 12:45 pm (UTC)
Посмотрела я кино... Напишу завтра об этом. Но, вообще не понравилось мне... это 20% от книги, кошмар сплошной. Мерил Стрип - не спорю безупречна... А вот Натан! Понимаешь, Тань, по книги ты никогда не догадаешься, тебе даже в голову не прийдет что у него может быть что-то не то с психикой, и когда это выясняется, то ты просто в шоке - перечитываешь страницу и в голове не укладывается! А Стинго! Милый, обаятельный Язвина - его изложение события - вся соль романа, ты буквально влюбляешься в него -а в фильме какой-то невразумительный персоонаж, совершенно не вызывающий личных симпатий... Ох. накопилось - выболтала впечатления раньше времени:)
tanya_silver
Aug. 11th, 2009 12:49 pm (UTC)
Ну вот, всё правильно - это часто так бывает, разные произведения получаются. Наверное, ещё ничего, если сначала фильм посмотреть, а потом уже книгу читать.

Надо, короче, почитать, посмотрим, испортится ли у меня окончательно впечатление от фильма.
brunet_alise
Aug. 15th, 2009 03:53 pm (UTC)
Как всегда восхищаюсь твоим умением рассказать о книгах так, что хочется сейчас же, молниеносно начать их читать. Ты большая умница.
neosonus
Aug. 16th, 2009 02:42 pm (UTC)
Спасибо! Но, на самом деле, я не довольна последними рецензиями, мне жутко жаль, что не получается рассказать о книге так, как мне хотелось бы... Поэтому даже удивительно, что такое желание возникает:)
"Выбор Софи" читать обязательно! Настойчиво уговариваю всех:))
ros360
Sep. 1st, 2009 05:38 pm (UTC)
Согласен, очень часто полезно представлять параллельные события для прояснения картины происходящего. Когда впервые попробовал это сделать, многие исторические события открылись передо мной совсем с другой стороны, нежели написано в учебниках.

Наверное, и книга интересная, раз ты так пишешь. Возьму на заметку.
neosonus
Sep. 2nd, 2009 03:42 pm (UTC)
Горячо рекомендую!
А никак не могу купить "Слепоту" (( Сначала в магазинах не было, а теперь времени, чтобы дойти до них. Работа все время отнимает...
( 18 заявки — Оставить заявку )