NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Categories:

КиноФевраль. Предисловие.

На этот раз «вступительное слово» или «предисловие» (не знаю, как правильно назвать мои пространные рассуждения перед каждым КиноОбзором) будет отдельно. Такой большой текст получился. Наверное, потому что я давно не писала, и вот, получив возможность, слова потоком хлынули на волю. А может быть, все дело в том, что я просто болтливая особа, которая дорвалась до клавиатуры. Не важно, практической пользы у предисловия нет, сразу предупреждаю. В общем, это маленькая табличка «Предисловие здесь» и еще одна побольше «Обзоры на фильмы позже».

Написав первую часть КиноФевраля, я принялась стала искать отправную точку для второй. Идея, мысль, текст, фраза или цитата, что-то такое, что вдохновило бы на рассуждения, о чем бы мне захотелось написать и что дало бы пищу для ума. Вторая часть начиналась с экранизации Джейн Эйр 2011 года, поэтому, когда я случайно натолкнулась на цитату Бахтина, то первым делом подумала о том, как точно его слова отвечают на мой извечный вопрос «Зачем опять экранизировать классику?». И я начала писать…

«В 1928 г в Ленинграде под псевдонимом П. Н. Медведев вышла книга философа, культуролога, теоретика европейской культуры и искусства Михаила Михайловича Бахтина "Формальный метод в литературоведении: Критическое введение в социологическую поэтику". В этой книге, рассуждая о методологии и концепции русского формализма, он замечает: «Каждая эпоха имеет свой ценностный центр в идеологическом кругозоре, к которому как бы сходятся все пути и устремления идеологического творчества». Это очень интересно. Получается, что любое классическое произведение в каждую эпоху неизбежно будет пересмотрено. И не потому, что есть новые технические возможности и желание поэкспериментировать (сделать Иисуса чернокожим, или добавить неожиданную историю однополой любви), а именно из-за потребности приложить старую историю к новым системам координат. И при этом каждый раз эта система будет ограничена возможностями «идеологического кругозора». И мне кажется, здесь Бахтин имел в виду нечто большее, чем политическую идеологию.

Я посмотрела в феврале экранизацию Джейн Эйр и задумалась над тем, какие образы создали актеры в главной роли, какие акценты расставил режиссер. И вот эта мысль Бахтина помогла мне посмотреть на фильм под другим углом. Не классическая история любви. Не очередная попытка облечь в новую форму, а неизбежный процесс развития творческой мысли в целом, устремление искусства, отражение ценностей нашей эпохи.  По-моему, это очень круто – иметь возможность посмотреть в какой точке мы находимся сейчас. Взять какую-нибудь экранизацию 50-летней давности и сравнить системы координат, увидеть границы, которые не видели зрители в ту эпоху, очертить идеологический кругозор, который поможет заметить собственные….»

Предложение я не дописала. Мне «вдруг» очень захотелось спать, я закрыла файл и выключила ноут (пишу «вдруг» в кавычках, потому что в 8 случаях из 10, когда я начинаю писать о фильмах мне дико хочется спать, так что я уже привыкла такой реакции организма). Итак, утро вечера мудренее.

На следующий день, еще лелея мысль Бахтина в голове, раздумывая над тем, как закончить мысль или переписать (получилось не совсем то, что хотела), я отправилась на работу. После уроков меня позвали на чай и печенье девочки-филологи, и вот наслаждаясь миндальным чудом и общением с моими замечательными коллегами, я слышу историю о том, как в годы учебы в университете в библиотеке тяжело было достать Бахтина, и выстраивались целые очереди, чтобы добыть его бесценные книги. Я чуть не подавилась. «Бахтин? Михаил Михайлович?» - уточняю я и удивляюсь. Оказывается, это именно он. И я отлично понимаю, что это просто случайное совпадение, и то, что я зацепилась взглядом именно за его цитату и провела вечер в интернете, читая отрывки из этой работы, научную статью о нём и биографию в википедии, тоже случайность. Но ведь классно же! Классно думать, что это поле так круто работает, что как по мановению волшебной палочки, тут же я узнаю, что Бахтин не просто «философ, культуролог и теоретик европейской культуры и искусства», а супер важный для студентов-филологов ученый. И тем более, было классно оттого, что я со своей ужасной памятью уже бы через неделю забыла бы имя отчество и подробности биографии, а тут по свежим следам смогла назвать и уточнить.

В общем, мелочи, но приятные))) Случайности, которые доставляют удовольствие и радость)))

Итак, вторая часть моего КиноФевраля в следующей записи. Шесть фильмов. Исключительно Великобритания и США, экранизация классики, документальная лента, фантастика, биография и псевдо психологический нуар.
Tags: голубой экран
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments