NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Category:

КиноДекабрь.

Я посмотрела «Мысленного волка». Состояние такое, будто держу в руках бабочку. Сложила ладони ковшиком, осторожно, бережно, чтобы не обжечь горячей кожей, чувствую трепет крыльев и думаю только о том, что вот-вот ускользнет. Боюсь потерять это хрупкое и ценное, а потому не хочу оставлять в КиноЯнваре, до февраля эта бабочка может улететь и тогда у меня не получится сохранить эти робкие, мерцающие впечатления. Пусть будет здесь, в декабре.

Самый малочисленный в этом году, КиноДекабрь завершает мой кинематографический год. И одновременно маленький юбилей – ровно 5 лет моим кинопостам. Подарка в виде книги Салахиевой-Талал я себе так и не сделала. Может быть, когда-нибудь. Но зато отчетливо поняла, что хочу эту книгу именно в бумаге. Есть такие книги, которые теряют что-то важное в электронном формате. И не спрашивайте что. Не знаю. Но теряют. А сейчас важен сам факт – некая веха, пять лет. С круглой датой меня)) 11,5 лет я пишу о книгах и вот 5 лет о фильмах. Ценю и радуюсь тому, что не забросила.

11. «Звуковой барьер» Великобритания, 1952. Реж. Дэвид Лин

Премии. Оскар: Лучший звук. Британская академия: Лучший фильм. Лучший британский актер (Ральф Ричардсон). Лучший британский фильм.
Номинации. Оскар: Лучший сценарий. Британская академия: Лучший британский актер (Найджел Патрик). Лучшая британская актриса (Энн Тодд).


В годы войны социальные различия стираются, и вот наследница очень богатого (и кажется знатного, не буду утверждать, не обратила на это внимания) выходит замуж за человека, весь капитал которого – смелость. У него нет ни гроша за душой, но он любит ее настолько, насколько это возможно. И вот война заканчивается. И отец девушки делает новому родственнику крайне соблазнительное предложение – работать лётчиком-испытателем на его заводе. Да, это очень опасно, зато это отлично оплачивается и дает массу других бонусов. Он продолжит заниматься тем, что любит и умеет. Ведь по факту больше ничего не знает, кроме работы летчиком. «Риск – дело благородное». Это дает уникальную возможность летать на лучших, самых последних моделях, таких, которые способны преодолеть звуковой барьер…

Фильм Дэвида Лина не может быть плохим. Это аксиома. И «Звуковой барьер» лишнее тому подтверждение. Нагнетание обстановки и нарастание тревоги, тем самым приемом, когда зритель не видит, а только догадывается о трагедии. Моральная дилемма, которую можно вертеть и так, и эдак. Долг или любовь. Семья или карьера. Риск или безопасность, но прозябание. Чувство полноты жизни, но риск. Безрассудство и здравомыслие. Не умение прощать и не умение просить прощение. Отцовско-детские отношения. Сепарация, которая возможна только через агрессию. Мда… очень многое. Режиссерская работа завораживает. Игра актеров дополняет отличный сюжет. Мне очень понравилось. Классика мирового кинематографа. И лично мне было интересно смотреть, потому что этот фильм снят еще до «Лоуренса Аравийского» и «Моста через реку Квай», но почерк Дэвида Лина уже узнаваем.

9 из 10.

22. «Случайный турист» США, 1988. Реж. Лоуренс Кэздан

Премии. Оскар: Лучшая женская роль второго плана (Джина Дэвис).
Номинации. Оскар: Лучший фильм. Лучший адаптированный сценарий. Лучший оригинальный саундтрек. Британская академия: Лучший адаптированный сценарий. Золотой глобус: Лучший фильм (драма). Лучший саундтрек. Московский Международный кинофестиваль: Приз за лучший фильм - Золотой «Святой Георгий».


В российском прокате фильм еще называется «Турист поневоле», но я выбрала второе название, то самое, которое должно быть изначально. Экранизация книги Энн Тайлер, которую я прочла незадолго до этого, и которая мне понравилась. Я смотрела экранизацию так скоро, потому что хотелось продлить это чувство вновь обретенной любви, которую главный герой нашел там, где не ждал и не искал. И очень было интересно посмотреть на воплощение литературных героев. Благодаря дорогой Кате, и ее бесценным советам о том, как лучше относиться к экранизациям, я легче пережила нервозный образ Джины Дэвис. Тут речь именно что о неврозе, так она своеобразно изобразила главную героиню. А Уильям Хёрт смотрелся очень и очень органично. И кстати, возраст актера (на момент съемок ему было 38) максимально близок к возрасту литературного героя. И было невероятно интересно сравнить впечатления от книги (где герой чувствует себя настоящим стариком, где он буквально разваливается на части под грузом горя и утраты) и фильмом – где да, герой повторяет слова из книги, сам себя называет стариком, но видно насколько он еще молод, и как ему в действительности далеко до старика. Это в свою очередь совсем по-другому заставляет посмотреть на разницу в возрасте главных героев. Вообще, эта экранизация, с точки зрения воплощения текста, очень интересная. Советую всем, кто читал книгу.

А если не читали – это все равно хороший фильм. Потому что актеры талантливы и выкладываются на все сто. Потому что сюжет – баланс между драмой и комедией. Хотя это тоже эхо книги, но в любом случае, драматическое не определяет сюжет. А история любви здесь не банальна. И все премии/номинации полностью заслуженны. Рекомендую!

9 из 10.

33. «21 грамм» США, 2003. Реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту

Премии. Венецианский кинофестиваль: Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль (Шон Пенн).  Приз зрительских симпатий за лучшую мужскую роль (Бенисио Дель Торо).  Приз зрительских симпатий за лучшую женскую роль (Наоми Уоттс).
Номинации. Венецианский кинофестиваль: Золотой лев. Британская академия: Лучшая мужская роль (Бенисио Дель Торо). Лучшая мужская роль (Шон Пенн). Лучшая женская роль (Наоми Уоттс). Лучший оригинальный сценарий. Лучший монтаж. Сезар: Лучший фильм на иностранном языке. Оскар: Лучшая женская роль (Наоми Уоттс). Лучшая мужская роль второго плана (Бенисио Дель Торо). Премия Гильдии актеров: Лучшая женская роль (Наоми Уоттс). Лучшая мужская роль второго плана (Бенисио Дель Торо). Европейская киноакадемия: Премия Screen International Award.


Я все переживала в декабре, что не успеваю смотреть кино (и даже когда время было теоретически, сил не было практически), и вплоть до 30 декабря мой список заканчивался этим фильмом. Три ленты за месяц, что же это со мной такое?))) И каждый раз я сама себя успокаивала тем, что говорила «Зато ты посмотрела 21 грамм!». Знаете, можно год не смотреть никаких фильмов, но посмотреть этот, и удовлетворить с лихвой все то, что может дать сотня других. Этот фильм стоит многих. Этот фильм достоин отдельного разговора.

Один мужчин глубоко верил в Бога до того дня, пока не стал причиной смерти трех человек. И он знает, что несчастный случай тут ни при чем, это воля Бога. И этот мужчина не согласен с такой участью. Он не может сам себя простить.
Одна женщина, считала, что от заявления в суд, разборок полиции и прочего после трагедии нет никакого смысла. Это уже ничего не изменит, и никого не вернет. И она стала разрушать сама себя, методично и целенаправленно. Потому что ей выпало испытание, на которое у нее не было сил.
Одному мужчине судьба дала щедрый подарок – второй шанс. Как он распорядится этим вторым шансом? Куда потратит свою жизнь? На кого? Кто для него теперь самый близкий и дорогой человек? Кто она?

Фрагменты, осколки, кадры из прошлого, настоящего и будущего. Большой спойлер, кровавую развязку покажут на первых же кадрах, а все остальное – путь, по которому пришли все участники драмы к этой точке. И этот двухчасовой фильм пролетает незаметно, словно 10 минут. И не можешь, просто не в состоянии оторваться от экрана. И пытаешься разобраться в собственных чувствах, что накрывают раз от раза. Этот фильм настолько сильный, настолько глубокий и неоднозначный, что я совершенно не могу говорить что-то о режиссере, актерах или работе оператора. Я до сих пор живу в этом сюжете, перед глазами до сих пор та самая роковая сцена. И я точно знаю, что это кино одно из лучших за долгое время. Восхищаюсь.

10 из 10.

44. «Ограбление по-итальянски» США, 2003. Реж. Ф. Гэри Грей

29 декабря я включила телевизор. Последний раз я это делала в августе, и гордиться тут нечем. Всё же новости я предпочитаю смотреть именно по телевизору, и хотя для работы регулярно искала всё это время, просматривала новостные ленты, это не то. То были исключительно экономика и политика. Так что… давно пора было включить телевизор. И вот почти сразу я натолкнулась на этот триллер/боевик, о котором, к своему удивлению, до этого даже не слышала. И правда странно, ведь когда-то я засматривалась фильмами с Джейсоном Стэтхемом (не буду я его называть Стэйтемом, ни за что). Ну, собственно, о самом фильме.

Пара аферистов решили провернуть крупное дело в Венеции, собрав команду в начале же фильма они с успехом заканчивают сложную операцию. Но… в их рядах завелся предатель, так что заканчивается все очень печально. И весь оставшийся фильм - это попытка найти и отомстить.

Пожалуй, самый главный плюс этого фильма – актерский состав. Эдвард Нортон (я продолжаю знакомиться с его фильмографией, и несмотря на то, что это средний фильм, сыграл он отлично). Марк Уолберг – харизма и актерский талант украсят собой любую ленту, даже средний фильм. Шарлиз Терон – ну, это чисто полюбоваться. Красива до невозможности. Ну и опять же Стетхэм)) Увы, это главный и единственный плюс. Лично я больше не нашла. Но смотреть можно, чтобы отвлечься - самое то.

6 из 10.

55. «Двенадцать друзей Оушена» США, 2004. Реж. Стивен Содерберг

Очень странно, но я опять с удивлением обнаружила, что не видела этого известного фильма. Удивляюсь, потому что видела 11 и 13 друзей, и даже подруг, но вот 12 как-то упустила. Кстати, когда искала номинации к фильму (поверить не могла, что их нет)), прочитала в википедии любопытный факт: «Картина, повлиявшая на Содерберга при создании «12 друзей», — британская комедия 1966 года «Модести Блэйз». Надо будет обязательно посмотреть. Во-первых, интересно, в чем влияние (пока свежи воспоминания о фильме и я могу сравнить две ленты), во-вторых, это же 1966 год! Круто! Кстати, номинации у фильма действительно есть, но все такие локальные, вроде Голливудского кинофестиваля или Гильдии художников по костюмам, что я не стала их вставлять.

Вот даже не вижу смысла рассказывать завязку. Во-первых, я подозреваю, что этот фильм видели все. Во-вторых, нельзя же рассказать завязку аферы. Ну, это вообще великий спойлер. А ограничиться первыми секундами – Дэнни Оушену понадобилось срочно много денег – так этим никого не удивишь и тем более не заинтересуешь. В чем разница тогда с 11 и 13 друзьями? В общем, фильм говорит сам за себя. Если вы смотрели хотя бы одну любую другую картину, вы поймете о чем идет речь и значит можете понять, понравится вам или нет. Мне понравилось. Развлекает и отвлекает, все как я хотела.

8 из 10.

66. «Мысленный волк» Россия, 2019. Реж. Валерия Гай Германика

Премии. Кинотавр: Лучшая музыка.

В первый момент, когда фильм закончился…
Нет, даже раньше.
Когда смотрела последние кадры… пустой вагон, молодая мать с ребенком у окна, золотой свет от страшного пожара вокруг и спокойное, не замечающее ничего вокруг, женское лицо… почти умиротворение, почти отрешенность. Вот в этот момент родилась эта бабочка в руках.

Пока я смотрела фильм, пока вслушивалась в разговоры, пытаясь по привычке понять смысл через слова, рационализировать то, что происходило на экране, я пребывала в замешательстве. Я ждала подвоха, если волк рядом с каждым человеком, когда откроется черная, темная сторона? Вот это она? Сейчас? Вот это? И каждый раз казалось, еще нет. Все еще будет впереди…

Или пролог… Который я не поняла. Может быть, для того, чтобы понимать пролог нужно, как режиссеру, углубиться в теологию? Понимать теорию православия, или как тому журналисту прочесть молитву Иоанна Златоуста? Я не знаю. Я атеистка, которая не знает ни одной молитвы. И я бесконечно далека от православной философии.

Я не поняла всех отсылок и аллюзий. Но я и не претендую на то, чтобы называть себя зрителем Валерии Гай Германики. Зато я почувствовала… Страх. Любовь. Пустота. Разочарование. Твердая земля под ногами. Беспомощность. Бессилие. Тревога за того, кто тебе дорог. Точка невозврата… Это то, что я взяла. И те самые последние кадры - я получила нечто, чему не могу дать ни названия, ни объяснить природу чувства. Что-то почти неуловимое, глубинное, что-то от самой сути вещей...

Чувствовать, еще не значит понимать. Но в моем случае это один из способов познания,
познания кинематографа в том числе.

9 из 10.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments