NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Category:

КиноСентябрь. Часть 1.

Британский кинорежиссёр, классик европейского остросоциального кино Кен Лоуч в одном из интервью сказал: «Это мрачная сторона нашего общества, которую мы имеем обыкновение абсолютно игнорировать». Это заставило меня задуматься. Я так часто пытаюсь объяснить причины того, зачем я смотрю тяжелые фильмы, говорю про эмоциональный опыт, про обогащение и проч. Но что если все это не имеет никакого значения? Не важно, какие именно доводы я приведу, пытаясь объяснить в сотый раз свои мотивы. Дело не в моих аргументах, не в качестве фильма, и не в том, насколько это будет сильное, талантливое и глубокое кино.
Что если люди не смотрят «тяжелые» драматические фильмы, в которых поднимаются слишком болезненные, тяжелые темы, просто потому что привыкли закрывать глаза на эти проблемы в жизни? «Обыкновение абсолютно игнорировать». Не хочется думать, знать, вникать в чужие проблемы в жизни, быть свидетелем чужих страданий. Всему миру нельзя помочь, а собственное бессилие проживается слишком болезненно. И тогда проще не смотреть в эту сторону, не замечать, игнорировать. Человек не хочет, более того, сознательно отказывается смотреть на все это в жизни, а тем более в кинематографе, и мой лепет про эмоциональный опыт и обогащение не изменят ситуацию.
Я поняла, что не хочу больше объяснять, почему я смотрю такие фильмы. Каждый сам решает, что он готов видеть. Как в жизни, так и в кино.

Первая часть моего КиноСентября. Шесть фильмов, два из которых были для меня о том, на что не хочется смотреть в обычной жизни.
11. «Град камней» Великобритания, 1993. Реж. Кен Лоуч

Премии. Каннский кинофестиваль: Приз жюри. Премия Французского синдиката критиков за лучший иностранный фильм.
Номинации. Каннский кинофестиваль: Золотая пальмовая ветвь. Британская академия: Премия имени Александра Корды за самый выдающийся британский фильм года. Гойя: Лучший европейский фильм. Сезар: Лучший фильм на иностранном языке.


У Боба нет денег. Он перебивается от одного случайного заработка к другому, а в один «прекрасный» день у него угнали единственный источник дохода – старенький фургончик. Но у его горячо любимой дочери скоро причастие, и для Боба очень важно, чтобы его маленькая красавица была в церкви самой нарядной, он мечтает о празднике для ребенка. И не важно, что денег нет. Он их достанет. Он обещает.

Мне тяжело смотреть на то, как травмы родителей (быть не хуже других, стыд собственной бедности, моральные принципы, навязанные из вне) определяют события жизни ребенка. Когда нет никаких возможностей, нет никаких шансов выполнить данное слово, но родитель упрямо и безрассудно продолжает гнуть свою линию.  Если я попытаюсь объяснить последствия упрямых поступков отца, оставлю спойлеры, не хочу. Поэтому ограничусь только своими чувствами. Я злюсь на этого «правильного», принципиального, духовно-возвышенного Боба, который чуть не угробил… Который довел все до самого худшего развития событий. Мне больно оттого, что я вижу на экране. Бедность, в которой живет эта семья и многие другие. Отчаянье. Страх. Разочарование. Меня злит беспомощность, которая охватывает от этой борьбы. Меня злит эта трогательность и беззащитность главного героя. Прямо голову ему хочется открутить. Мне очень жаль его жену и дочь. Мне очень жаль всех, о ком Кен Лоуч рассказал в этом фильме…

Мне было очень не просто его смотреть, но да – это лучший фильм за всю осень.
Кино, которое воспитывает душу.

10 из 10.

22. «Шоколад» Франция, 2015. Реж. Рошди Зем

История первого в мире профессионального чернокожего клоуна. Омар Си в главной роли (после «1+1», где он сыграл столь органично, я не могла поверить в то, что он действительно актер, так естественно и просто он жил на экране – не играл! Жил). История, разворачивающаяся тогда, когда рабство еще существовало, когда белый человек считался умнее и во всех отношениях лучше чернокожего, когда межрасовые браки осуждались в обществе.

Соотношение игры и действительности. Когда в начале фильма я вижу короткую фразу «основано на реальных событиях», то внутренне мобилизуюсь. Эта фраза может означать все, что угодно, но чаще всего означает, что мне покажут что-то настолько невероятное, трудное, тяжелое, невыносимое и фантастическое, что поверить в это просто невозможно.  И хотя эта история не настолько трудно и тяжело дается, как фильм Лоуча, но тем не менее. Мне всегда тяжело даются сцены, в которых унижают и притесняют того, кто не может постоять за себя. Для меня это был тяжелый фильм.

Качество, к слову, превосходное! Работа режиссера выше всяких похвал, не могла поверить в то, что фильм нигде не участвовал и не получил признания хотя бы во Франции. Напрасно. Сильное и значимое кино.

9 из 10.

33. «Милашка» США, 2002. Реж. Роджер Камбл

Оооо…. Ну, вот даже не знаю, что тут сказать. Я порой теряю дар речи перед таким … э… пошлым «произведением искусства».
Ох. Господа, я люблю Кемерон Диаз. Я слышала много раз о том, что эта лента одна из тех, благодаря которым ее заметили, что это воплощение ее классического амплуа соседкой девчонки (она органична в такой роли и хороша), и вообще – старая добрая американская комедия. Блин, ну да. Все верно. Но есть вещи, которые вызывают у меня отвращение, а не смех. И песня про член и секс была именно такой. Как и сцена в химчистке.
Даже не знаю какую оценку ставить. Сделать вид, что этого треша не было, не могу. Был. Оценить фильм отдельно от пошлого не получается. Поэтому

2 из 10.


44. «Отпетые мошенницы» США, 2019. Реж. Крис Эддисон

Эта часть по оценкам у меня из крайности в крайность. То 9-10, то 2-3. Но вот в самом деле, плохое кино. И пошлость, примитивность, грубость, глупость тут не самое важное, этот фильм сам по себе плох.  Энн Хэтэуэй, которая должна играть блестящую гениальную аферистку выглядит как красивая девушка-статистка. Проблема в роли, в сценарии или в самой актрисе – я не знаю. Но смотреть на это было больно. Но это не предел, потому что игра Ребел Уилсон – последний гвоздь в крышке гроба. Это настолько плохо, насколько возможно. Кхм. Даже не пишу о чем фильм, настолько не нравится. Ну прям ерунда. Не знаю даже, кому может понравится.

Короче, фильм под очень специфическое настроение. Когда хочется смотреть что-то тупое и элементарное, когда мозг отказывается выполнять даже простые арифметические действия и нуждается в тотальном отдыхе.

 3 из 10.

55. «Язык нежности» США, 1983. Реж. Джеймс Л. Брукс

Премии. Оскар: Лучший фильм. Лучшая женская роль (Ширли Маклейн). Лучшая мужская роль второго плана (Джек Николсон). Лучший режиссер (Джеймс Л. Брукс). Лучший адаптированный сценарий. Золотой глобус: Лучший фильм (драма). Лучшая женская роль (драма) (Ширли Маклейн). Лучшая мужская роль второго плана (Джек Николсон). Лучший сценарий. Давид Донателло: Лучшая иностранная актриса (Ширли МакЛейн).
Номинации. Оскар: Лучшая женская роль (Дебра Уингер). Лучшая мужская роль второго плана (Джон Литгоу). Лучшие декорации. Лучший звук. Лучший монтаж. Лучший оригинальный саундтрек. Британская академия: Лучшая женская роль (Ширли Маклейн). Золотой глобус: Лучшая женская роль (драма) (Дебра Уингер). Лучший режиссер (Джеймс Л. Брукс).


Классное кино. Не тяжелая драма, но драма.
Мать, которая внезапно утратила смысл жизни. Ее дочь вышла замуж и теперь ей надо как-то жить совсем одной, вспомнить о том, что у нее еще может быть личная жизнь. И даже любовь. А вообще, любовь в таком возрасте возможна? Или это блажь?
Муж, который между матерью и дочерью живет, словно меж двух огней. И который однажды бесконечно устал от быта и проблем. В конце концов, кто его осудит? Его жизнь сладкой не назовешь.
Двухчасовая лента, в которой главное не сюжет, не блестящая игра актеров (о, Николсон великолепен!), не финал – а сам процесс. Жизнь такая, какая есть. Отношения с матерью такие, какие они есть. Любовь и ненависть. Любовь и одиночество. Брак и измены. Злость и бессилие.
Я хочу пересмотреть этот фильм… Зацепило. Очень советую тем, кто любит современную американскую прозу.

9 из 10.

66. «Семь невест для семи братьев» США, 1954. Реж. Стенли Донен

Премии. Оскар: Лучший саундтрек для музыкальных картин.
Номинации. Оскар: Лучший фильм. Лучшая мужская роль (Сэм Уотерстон). Лучший адаптированный сценарий. Лучшая работа оператора (цветные фильмы). Лучший монтаж. Британская академия: Лучший фильм.


А потом… когда совсем все плохо, когда нет сил ни на что, когда руки опускаются и кажется, не успеваешь ничего. Когда груз проблем, невыполнимых в установленные сроки задач, вот-вот раздавит, когда уровень стресса приближается к отметке «threatening». Вот тогда срочно нужна сказка. Наивная, милая, красивая, с нежными и чудесными девушками, с мужественными и отчаянными мужчинами, с потрясающей музыкой 50-х годов, с декорациями в лучших традициях Голливуда середины прошлого века и обязательным хэппи эндом.
Мне помогло. Это настолько другая реальность, что попросту невозможно оставаться со своими тяжелыми мыслями.

8 из 10
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments