
Последний опубликованный при жизни гениального Флобера роман. «Самая личная книга Флобера» (Э. Золя). История рождения, расцвета и смерти чувств. «Госпожа Моро», «Посредственные люди», «Неудачники», в конце концов, название было дано - «Воспитание чувств. История молодого человека».
15 сентября 1840 год. Раннее утро, пароход «Город Монтеро» отчаливает от набережной Святого Бернара. Молодой человек лет восемнадцати наблюдал как в утреней дымке исчезает Париж. Впереди его ждал родной Ножан-на-Сене, мать, планы на учебу, карьера. А еще мечты о будущем, жажда любви и признания.
Я начинала читать «Воспитание чувств» с острым чувством счастья. Я так соскучилась по классической французской прозе, с первых строк, с первых страниц я оказалась в том мире, который покорил меня много лет назад. Неспешный, плавный, завораживающий язык, поэзия природы, романтика пейзажей, переполненное сердце юного героя, описание невероятно красивой, элегантной и загадочной девушки. Эту книгу стоит прочесть хотя бы ради этих описаний героев, этого влюбленного взгляда, путешествия в прошлое. И я тут не голословна, в примечаниях к книге, я прочла, что «Воспитание чувств» написано настолько подробно, с такой исторической достоверностью, что исследователи рекомендовали прочесть роман всем, кто хочет познакомиться с повседневностью эпохи, предшествующей государственному перевороту. По-моему, это захватывающе интересно – читать не только ради истории героев, но и ради погружения в эпоху.
Флобер пишет возвышенно и романтично. «Любовь – это духовная пища и как бы атмосфера таланта». Он наделяет героев высокими порывами души. И при этом не забывает о своем замысле, высокие порывы оборачиваются слабыми потугами на действие. Мечты остаются в сердце, поступков же нет.
«Для иных людей действие тем недоступнее, чем сильнее охватившее их желание».
В конце концов, поэзия и красота слога ушли на второй план, и я сосредоточилась на событиях. И вот здесь мне было не просто. Мне не нравился главный герой, его затянувшиеся, бесплодные попытки сблизиться с предметом страсти, его какая-то мелочность и трусость… Флобер делает своих героев слабохарактерными намеренно, он действительно лишил читателя какой-либо динамики. Но и описание чувств, было уже невыносимо. Медленное развитие, превратилось в мучительно затянувшееся переливание из пустого в порожнее. Бессмысленные разговоры с друзьями, за которыми не стояло ничего, никаких шагов, лишь слова на ветер, вызывали скуку… Для того, чтобы читать этот роман мне нужно было отказаться от желания действовать. Эта книга о другом, о том, как можно жить и любить в бездействии, о душевной апатии.
Этот роман стал символом своей эпохи. Его смогли оценить по достоинству лишь после смерти Флобера. И в чем-то я понимаю резкую критику современников. Ведь если сравнивать с «Госпожой Бовари», эта книга уступает. Но я напоминаю себе, что таков был замысел автора, что он хотел показать, почему чувства умирают, как под влиянием внешнего сердце погибает. И только в таком контексте, я приняла «Воспитание чувств». Но в любом случае, эта книга – роскошь для тех, кто ценит и любит французскую классику XIX века.
"Перед расставанием бывает минута, когда любимый человек уже не с нами".