?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Паланик Призрак «Если знать меня лучше, не получится забыть о том, какой я на самом деле скучный, заурядный и неинтересный человек».

Так хочется сказать близким насколько же они дороги и любимы, но не получается. Вроде бы неуместно, вроде как нелепо. Ладно было бы день рождения или свадьба, а так…
Так хочется поддержать, ободрить, окружить лаской родных людей. Но чаще всего, не получается. Дети отмахиваются от родителей, не верят, когда те говорят об их красоте, исключительности или способностях. Ладно еще в детстве, но потом… Поддержка и комплименты воспринимаются как следствие родительского долга, банальной субъективности, сухо и с недоверием.
Так хочется, оглянуться назад и найти в прошлом что-то такое яркое, смелое, необычное. Что-то такое, на что способна незаурядная, яркая и красивая женщина, а не скучный и неинтересный человек… Хочется, чтобы оценили великодушие, поняли ошибки, чтобы вспоминали лучшее… Но что делать, если этого нет?

Чак Паланик, гений провокации, символ литературы постмодернизма и контркультуры, написал трогательную историю о том, что можно сделать, если яркого прошлого нет.

«Меня зовут Эбигейл Эдит Ростер. Позвольте подчеркнуть, я обращаюсь к вам исключительно по рабочему вопросу…»

В самом начале рассказа о миссис Ростер ничего не известно, кроме того, что она знакома с Эвелин Маклин-Нельсон, которая в прошлом году попросила подписать её приглашения на свадьбу некого мистера Бейлиса. Впрочем, и о мистере Бейлисе к которому обращается миссис Ростер с первых строк своего письма, нам известно мало. Известно, что приглашения на свадьбу он подписал исключительно хорошо – каллиграфическим почерком, очень элегантно и «весьма мужественно». Известно, что он начинающий писатель, специализирующийся на любовных романах и в сети свободно можно найти как минимум два… В общем, миссис Ростер пишет по очень деликатному делу. Она хочет нанять мистера Бейлиса литературным призраком, он должен написать любовный роман, который «займет умы читателей многих будущих поколений».

Маленький рассказ Чака Паланика умещается всего на 6 журнальных страницах, и входит в состав последнего сборника писателя «Приманка: Бесцветные истории, которые раскрасите вы». Это экспериментальное издание, сочетающее в себе произведения Паланика и черно-белые иллюстрации «от лучших художников» по принципу раскраски, рассчитанной на взрослую аудиторию. На эту книгу написано много негативных рецензий, и, пожалуй, покупать я ее не буду. Но вот этот рассказ, короткий, ёмкий и глубокий зацепил меня невероятно.

Паланик пишет так, что хрупкая и беззащитная женщина буквально оживает. Рассказывает так, что от недоумения переходишь к сочувствию и сопереживанию. Так, что фантазия пробуждается, и мысленно уже выполняешь литературный заказ миссис Ростер. Учитывая все ее пожелания и рекомендации… Но больше всего меня цепляет это чувство острой жалости к самой себе… Понимание того, что она прожила жизнь не так, как хотела, не смотря на все достижения, на самоотверженность и прочие достоинства, героиня признается, что ее жизнь была бесцветной и неинтересной. И хотя я лично не могу так сказать о своем прошлом, как и ее неумение сказать о любви близким людям, мне откликается эта уязвимость и грусть… Какая-то беззащитность и обреченность.

Этот рассказ словно маленький изящный натюрморт, который бросается в глаза в переполненной галерее легендарных полотен Паланика. Пока я читала у него всего одно произведение («Невидимки»), и мне, конечно, трудно судить отличается ли стиль автора в «Литературном призраке» от остальных его работ, но от «Невидимки» отличается точно. Общее тоже есть – минимализм, лаконичность, выверенность фраз. Здесь нет ни одного лишнего слова, и лично у меня осталось чувство голода после это рассказа, жажды, так мне хотелось прочесть продолжение!

«Литературный призрак» – рассказ о том, что сотворить иллюзию легко, во всяком случае, гораздо легче, чем прожить наполненную жизнь.