?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Во пригоршня
Подразумевается, что маска скрывает что-то о человеке. Громкий, грубый голос маскирует уязвимость и защитит от нападения, яркое оперение, эксцентричный образ спрячут неуверенность в себе, многочисленные друзья, бесчисленные контакты скроют одиночество. Но давайте посмотрим правде в глаза – маска скрывает что-то только для самого человека, выбравшего её для себя. Маски нужны только нам самим.  А те, кто видит нас со стороны отлично все замечает. И уязвимость, и беззащитность, и неуверенность в себе. Если все всё видят и знают, почему не отказаться от них? Зачем продолжать эту игру?
Британский классик Ивлин Во предлагает свой вариант ответа на эти вопросы. Дело в том, что некоторые не умеют жить без масок.

Главным героем романа «Пригоршня праха» считается Тони Ласт. Отпрыск знатного рода, давно разорившегося и сохраняющего былое величие в виде полуразрушенного фамильного поместья Хеттон. У него есть красавица жена и пятилетний сын, очень скромный штат прислуги и множество хлопот по поддержанию имения на плаву. Ласты живут достаточно уединенно, не любят гостей и сами не стремятся куда-то. Главным героем считается Тони. Но для меня самым интересным персонажем стала его неверная жена. Красивая, эгоистичная, любящая светскую жизнь, вроде бы умная, но лишь поверхностно. Она умело носит маску всем довольной жены, преданной и очень удобной. А потом… когда появляется возможность эту маску снять, она начинает врать. Ивлин Во очень поучительно расскажет куда заведет ложь Беверли Ласт в итоге.

Я читала Ивлина Во очень давно, его «Черная напасть» удивила меня и обескуражила. Но там был остров, колониальные порядки и «глупые» туземцы, словно параллельная Вселенная. Это был совершенно другой Ивлин Во.  Здесь же – пасторальная Англия, почтенное общество, мелкотравчатые джоныбиверы, мелкокалиберные амбиции, тоска глухой провинции… Все это было понятно и ближе, чем москиты и раскаленные крыши «Черной беды». И отдельно среди всего этого меня привлекла жена главного героя…

Ивлин Во пишет потрясающе. Его герои живые, эмоциональные, они огорчаются, злятся и тоскуют по-настоящему. И история Беверли была именно такой – настоящей. Эта героиня во многом не права, и поступки ее, с точки зрения морали, не имеют оправданий, не заслуживают прощения, но тем самым она и становится настоящей. Я читала ее муки по поводу романа с Бивером и удивлялась тому, как сильно она вцепилась в свою маску. С этой маской она опять в центре всеобщего внимания, она опять была «на коне», вернулась в высшее общество, получила независимость и свободу. Но временами, она смотрела на своего любовника и чувствовала отторжение, он ей даже не нравился на самом деле, и при всем при этом, ей даже в голову не приходило разорвать отношения. Маска приросла слишком крепко, да и выгода от нее была слишком велика, чтобы вот так запросто расстаться с иллюзиями…

Этот роман, маленький, ёмкий, отпечатанный на дешевой бумаге, мелким шрифтом (10, судя по всему), в старом издании 1971 года, с пожелтевшими от времени страницами, я прочла залпом. Трагедия, потеря, доведенная до абсурда судьба Тони Ласта, финал, судьба Беверли – все это не отпускало меня еще долго.

Почему люди не хотят снимать свои маски? Может быть, дело не только в выгоде, или не в неумении жить без них. Может быть, дело в страхе? Ведь это страшно – признаться в том, каков ты есть. Признать собственную уязвимость и одиночество, беззащитность и неуверенность в себе… Пока люди будут испытывать страх, они будут носить маски.