?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

literario

В одном из интервью известный и всеми признанный литературный критик Галина Юзефович высказала мысль о том, что рецензии нельзя писать сразу после прочтения. В тот момент, когда человек только-только закрыл книгу, его захлестывают эмоции, у него, как выразилась Юзефович, «всё булькает» и он это «всё» сумбурно, непонятно как вываливает на бумагу. В итоге получается маловразумительная рецензия, в которой будет много эмоций и мало ясности, о чем собственно книга. Галина считает, что нужно сдержать себя, помолчать от нескольких часов до нескольких дней. Подождать пока эмоции поулягутся и только тогда, с холодной головой, писать.

Я считаю, это хороший и дельный совет для тех, кто стремится к объективности. Для тех, кто пишет для кого-то, хочет кому-то спокойно и рассудительно рассказать о достоинствах и недостатках произведения, кто желает обстоятельно и непредвзято говорить об аллюзиях, смыслах и символах, ну или просто оценить стиль и слог. И когда я об этом подумала, то внезапно поняла, что все это не про меня.

Я пишу субъективно и я хочу писать именно так. Для меня самые ценные рецензии те, которые написаны сразу же после прочтения. Мне очень жаль, что не всегда получается писать только так, не всегда есть ресурсы для этого. Время, вдохновение, возможность, физические силы и моральные. Но когда они есть, когда я пишу под впечатлением от книги здесь и сейчас, у меня получаются по-настоящему классные рецензии. Т.е. они получаются именно такими, как я хочу. Эмоциональные, искренние и мои. И я получаю колоссальное удовольствие от процесса написания. Т.е. это тот самый случай, когда трудно НЕписать. Просто невозможно молчать.

Логично было бы продолжить мысль и сказать, что я пишу для себя. Но тут я бы покривила душой. Потому что в таком случае, выкладывать рецензии в блог было бы сущей бессмыслицей. Если я пишу для себя, зачем публиковать? Я как-то пыталась, кстати. В году 2010 или 2011, когда я закрывала жж на 3-4 месяца. Я тогда пыталась писать «в стол» и поняла, что это не моё. Когда я публикую здесь свои мысли, мне важно понимать, что кто-то их может прочесть. Конечно, может и не прочесть, но самой возможности для меня уже достаточно. Так что нет. Я не пишу для себя. Но я пишу столь специфично, что отлично понимаю – мой формат не рассчитан на широкую публику.

Лет 5 или 6 назад меня мучили по этому поводу творческие сомнения. Мне хотелось не просто знать, что меня могут прочесть, но хотелось какой-то реакции. И вот тут возникает выбор. А чего я хочу? И чем я готова поступиться? Если я хочу расширения аудитории, комментариев и проч. мне нужно перейти на другую площадку – раз. Facebook, Instagram, YouTube, Telegram, свой сайт – не важно, но явно не умирающий livejournal. Мне надо выбирать другие книги – два. Если я хочу большей популярности, мне нужно изменить свой вкус. Больше всего читают фэнтези, young adult, потом современная проза из серии «50 оттенков серого» и проч. на волне. Хайп в литературе. И в-третьих, мне нужно было бы менять свой формат. Писать так, как советует Юзефович. А мне не подходит ни одно из этих требований. Я не хочу бросать жж, я не хочу читать то, что популярно, я хочу иметь свободу выбора. И я не хочу ломать себя и писать так, как должно. Я ведь никому ничего не должна. Таким образом, мои творческие сомнения благополучно закончились.

И да. Я не литературный критик. У меня нет профессионального филологического образования (да что уж там, с русским языком у меня плохо, я это признаю). Зачастую я в упор не вижу аллюзии и символы. Мало того, я порой ничтоже сумняшеся не ценю их (как с пресловутым «Голубым салом» Сорокина или «Женщинами» Чарльза Буковски).  Мне, в принципе, неловко произносить фразу «я пишу рецензии». Потому что я знаю, что рецензии – это на самом деле нечто другое, далекое от того, что делаю я. Поэтому мне не подходит совет замечательной и мудрой Юзефович. Он не для меня и не обо мне.

Хочу писать в тот момент, когда эмоции зашкаливают. Когда мысли рвутся сквозь меня, когда пальцы летают по клавиатуре, когда дух захватывает от того, как много чувств и как велико желание выразить их. Хочу писать о себе через книги. Потому что так я что-то понимаю про себя или про других, об этом мире или о какой-то конкретной ситуации. Хочу писать и не думать о том, как это получается с литературной/грамматической/синтаксической точки зрения. С чудовищными опечатками, безграмотными оборотами, неправильными окончаниями и корявыми словами. Потому что не вижу ничего из этого, пока пишу. Потому что ослепляют эмоции. И я может быть, завтра перечитаю и заменю какое-то слово, уберу лишнюю запятую, или замечу, что не хватает буквы «ц». Мой старенький ноут отказывается печатать с первого раза Ц, Й, Ш и цифру 6.
Хочу писать так, как люблю)))

P.S.  А это, как можно догадаться, мои рецензии за все годы))) Скрин рабочего стола.
1

Comments

( 44 заявки — Оставить заявку )
mint_lavender
May. 15th, 2019 10:41 pm (UTC)
Ну, поскольку я в разы менее эмоциональна, то у меня как раз получается писать только по прошествии пары недель, но у меня обычно с самого начала ничего не бурлит и не кипит, так что сразу или после в моем случае никакой роли не играет. Хотя бывает, что хожу под впечатлением, так, из последних, мне очень понравилась "Зулейха..."

На экране кажется, что рецензий значительно меньше, чем даже я за эти годы прочла:).
neosonus
May. 16th, 2019 06:06 am (UTC)
Да, у меня тоже получается по прошествии нескольких недель, но удовольствия от написания меньше. Пока пишешь ведь, неизбежно проживаешь те эмоции, которые были от книги, т.е. они все равно будут, просто интенсивность другая. "Зулейха..." замечательная! Очень рада, что тебе понравилось))

На экране все очень компактно, потому что архив в файлах_)) Наверное, если бы я посчитала количество страниц (тем более, что всегда писала одним шрифтом, интервалом и проч), было бы внушительнее. Но лень считать))
(no subject) - mint_lavender - May. 16th, 2019 09:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - neosonus - May. 17th, 2019 07:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mint_lavender - May. 19th, 2019 02:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - neosonus - May. 19th, 2019 06:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - mint_lavender - May. 19th, 2019 07:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - neosonus - May. 17th, 2019 07:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mint_lavender - May. 19th, 2019 02:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - neosonus - May. 19th, 2019 07:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - mint_lavender - May. 19th, 2019 07:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - neosonus - May. 19th, 2019 10:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - mint_lavender - May. 19th, 2019 05:41 pm (UTC) - Expand
kukina_kat
May. 16th, 2019 12:57 am (UTC)
Знаешь, если я читаю рецензию Юзефович -- мне интересно такая взвешенная, продуманная рецензия "о чем книга". Мне не очень интересно, что Юзефович почувствовала и в каких моментах она плакала (например) -- потому что мне не слишком интересна Юзефович.

Но когда я читаю твою рецензию, то меня даже больше, чем вопрос "о чем книга" интересуют как раз твои чувства, мысли, твои аналогии с самой собой -- короче от тебя мне читать такую взбалмошную рецензию только интереснее, потому что в такой рецензии больше тебя! А ты мне однозначно интереснее Юзефович.
neosonus
May. 16th, 2019 06:12 am (UTC)
Катя, как мудро! И спасибо тебе большое за поддержку!
Я понимаю, что ты хочешь сказать. Если знаешь человека, общаешься с ним, тогда его мнение, чувства будут интересны. Ты вот написала и я подумала - а ведь, правда, мне тоже все равно, что чувствует Юзефович. Я ее не знаю, она для меня профессионал и чужой человек. И в таких случаях максимум, что может появится - это любопытство. И все... Даже странно, посмотреть на вопрос с такой стороны. Интересно))) Спасибо))

egor_13
May. 16th, 2019 04:04 am (UTC)
На ФБ с этим точно делать нечего, он под другое заточен.
neosonus
May. 16th, 2019 06:08 am (UTC)
Да, понимаю. Но с другой стороны, я когда-то до глубины души поражалась, что подписи к фотографиям Instagram это полноценная рецензия. А ведь на сегодняшний день такие книжные блоги самые популярные, как и видео формат.
egor_13
May. 16th, 2019 06:10 am (UTC)
Так я говорил именно про ФБ, а не про ИГ.

Edited at 2019-05-16 03:10 am (UTC)
(no subject) - neosonus - May. 16th, 2019 06:13 am (UTC) - Expand
domovoy25
May. 16th, 2019 08:34 pm (UTC)
Там другая "проблема" в ИГ... Туда приходят зарабатывать.
И поэтому я там таааак обжигалась, что хватит с меня.
Они даже не читают книг, кстати... ладно добавлю слово "порой. Порой они не читаю книг, о которых пишут.
Повальное желание на грани помешанности на "монетизации блога" сделала свое дело. Мне такие блоггеры стали скучными, как надоевшая реклама.
Читаю лишь 1 девочку, которая пишет свои отзывы, и у нас часто совпадают мнения и вкусы. Но отзывы не ее линия иг, а просто часть жизни.
(no subject) - neosonus - May. 17th, 2019 08:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - domovoy25 - May. 17th, 2019 08:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - neosonus - May. 19th, 2019 07:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - domovoy25 - May. 31st, 2019 07:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - neosonus - Jun. 13th, 2019 03:29 am (UTC) - Expand
mint_lavender
May. 19th, 2019 02:21 am (UTC)
А в Инстаграм есть книжные блоги?!
(no subject) - neosonus - May. 19th, 2019 07:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - mint_lavender - May. 19th, 2019 07:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - neosonus - May. 19th, 2019 07:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - mint_lavender - May. 19th, 2019 07:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - domovoy25 - May. 31st, 2019 07:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - neosonus - Jun. 13th, 2019 02:54 am (UTC) - Expand
domovoy25
May. 16th, 2019 08:26 pm (UTC)
Я не дочитаю этот пост... а начну писать. Ибо я на твоей стороне и с печенюшками. =)
"Я пишу субъективно и я хочу писать именно так"!!! Как я испугалась, что ты так раз решила следовать совету критика!
Обожаю эмоции и сама пишу только по первым впечатлениям. Это как... после кино обсудить с другом. И знаешь... поднакрутить! продлить кайф! Я про "Подстрочник" всем растрещала и кайф от него держится как от вкусной конфеты. Может это неправильно... но Искусство познается чувством. Выдохом... как признание в любви. Выдохнула и замерла. А по трезвому расчету, взвесив все, я так не могу...

Помню в Универе сдавала на 5 курсе экзамен "русская культура", преподаватель ... жесть жестокая. Меня впервые мутило от страха экзамена. И вот тяну билет, а там иконы! А я так раз за несколько недель ходила в музей и случайно послушала детскую экскурсию, а там же одни эмоции и их же легче запомнить, чем сухие факты. И вот я все это преподавателю и вывалила, махала руками, сияла, т.к. я знала, что билет мой. И видно еще легкий психоз сыграл свое... в общем преподаватель мне тогда сказала "Дина, Вы познаете мир чувствами". Она каждому говорила какие то напутственные слова. Я помню, что она круглой отличнице сказала... до меня отвечавшей, и я так испугалась своего напутственного слова, что не могла открыть зачетку в коридоре. Там было... "отлично". Эту фразу я несу много лет, когда пишу об искусстве, когда смотрю на картины, читаю книги, слушаю музыку... Только так его могу почувствовать и понять.

А объективность... часто врет по заказу и за деньги. Как это не парадоксально.

Пойду дочитаю пост )))
neosonus
May. 17th, 2019 08:57 pm (UTC)
Здравствуй, моя дорогая Дина с печенюшками))) У меня тоже припасены))) Песочные с орешками, любимые))

Очень знакомо про продлить кайф. Это прямо не в бровь, а в глаз. И в этом так много воодушевления, полета какого-то, в такие моменты душа парит, и чувства осязаемы, и эмоции имеют свой цвет и свет. И это так классно, погрузиться в это. Описать этот фейерверк, хотя бы частичку его, где-то на периферии сознания. Эмпатом быть очень тяжело. Но бонусов столь много, что у меня до сих пор нет ни единого соблазна попробовать наркотики))) Зачем? Если я просто могу взять Стефана Хвина или пойти в художественную галерею.

Ой, да. "Подстрочник" меня ждет. Terra Incognita. Когда-нибудь возьму почитать)) Или вдруг дед Мороз подарит))) У нас с дедом Морозом книжные отношения последние цать лет)))

Спасибо за историю. Это очень про тебя и многое отзывается. У меня правда, такого преподавателя не было, но вспомнила, как после педагогической практики, я в полном отчаянии, написала отчет в свободной форме, где все свои переживания о том, что я вряд ли могу быть учителем, изложила в красках. Т.е. это было как ... излить душу. И для меня было очень важно, что преподаватель отреагировала так же. Такие воспоминания, мои и твои, очень важны. Хорошо, что нам встретились такие люди...
(no subject) - domovoy25 - May. 17th, 2019 09:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - neosonus - May. 19th, 2019 07:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - domovoy25 - May. 31st, 2019 07:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - neosonus - Jun. 13th, 2019 03:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - neosonus - Jun. 13th, 2019 03:11 am (UTC) - Expand
sunny_30
May. 17th, 2019 01:32 pm (UTC)
тот случай, когда я согласна с обеими точками зрения)). я сама пишу от впечатлений, от ассоциаций, в итоге часто неясно, про что книга.
И мне очень нравятся рецензии Кэт Даллас и ЗЗеленской, когда все лаконично и понятно.
С третьей стороны, пытаюсь читать более осознанно, фильтровать, что читать, а что-нет. Иногда действительно хочется что-то перечитать( отдельные моменты) через несколько дней.И все хочу завести цитатник. но , увы, на Литресе, копировать цитаты нельзя((, где я в основном и читаю((.
Ваши рецензии мне нравятся тогда, когда они о книге, которую я читала. И я понимаю ваш ассоциативный ряд хотя бы немного.
Вообще восхищаюсь тем, насколько тяжелые, трудные по стилю и содержанию произведения вы чаще читаете и смотрите.Для меня вы поэтому безоговорочная интеллектуалка, которая сможет и про Кафку, и про Ницше, и вообще про любую философскую тему.
neosonus
May. 17th, 2019 09:02 pm (UTC)
Да, тут обе точки зрения по своему правы, т.е. вполне можно читать первые и вторые рецензии. Но вот писать, и сочетать обе, довольно трудно.

Да, я иногда читаю Кэт Даллас. И прислушиваюсь к ее мнению по поводу триллеров, собственно именно так на "Мертвое озеро" вышла. Но сама не могу читать исключительно триллеры и детективы, мне этого мало. Поэтому заглядываю к ней только тогда, когда хочу найти какой-то детектив и не знаю какой бы взять.

Спасибо!) Но вы ведь как никто знаете, что то, что мы видим в других, есть в нас самих)) Значит с тем же успехом можно и о вас так сказать. Иначе бы вы этого не увидели.

А вообще, неожиданно и лестно. Особенно если учесть, что уже много лет руки не доходят до Ницше, стоит на полке, ждет. Спасибо за напоминание))

sunny_30
May. 17th, 2019 10:08 pm (UTC)
ну вот, сама я Ницше ни за какие коврижки даже пробовать не буду)).
что одних триллеров мало-тоже понятно.
и в-пятых, запоминается то, что вызывает в нас эмоц. реакцию, все остальное тут же забывается;)
(no subject) - neosonus - May. 19th, 2019 10:38 am (UTC) - Expand
sunny_30
May. 17th, 2019 01:35 pm (UTC)
с четвертой стороны- если не напишу сразу, то, скорее всего, потом забуду.
( 44 заявки — Оставить заявку )