NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Categories:

Проспер Мериме "Хроника царствования Карла IX"

МеримеЕсть вещи, которые не могут не поражать своей жестокостью. Для меня это всегда была гражданская война. Любая война страшна. Любая война несет смерть, боль и несправедливость. Но гражданская война для меня самая бессмысленная из войн. Конечно, я как историк, могу понять религиозные или политические причины этих войн. Но, как дитя своей эпохи, я никогда их не приму. Варфоломеевская ночь. Я не могу понять как можно было убивать из-за другой веры, когда человек верит в того же бога, только по иному! Ведь это даже не мусульманство (как в крестовых походах)! Как можно убивать младенца-гугенота, как будто он успел что-то понять! Или осознать свою веру! Это ужасно. Это стократ ужасно. И наверное, интерес к событиям 24 августа 1572 не угаснет никогда. Потому как по проществии целых столетий, этот кошмар по-прежнему, шокирует и поражает…

«Хроника царствования Карла IX» , роман Проспера Мериме, это возможность посмотреть на события Варфоломеевской ночи с другой точки зрения. Для меня восприятие этого события всегда было неразрывно связано с «Королевой Марго» Александра Дюма. И читая Мериме, я непроизвольно сравнивала эти два романа. Могу сказать сразу – это настолько разные произведения, что их ни в коем случае (на мой взгляд) нельзя сравнивать. Они просто находятся в разных литературных областях. Роман Мериме прежде всего уникален своим вступлением, где автор дает понять, о чем нужно помнить читателю говоря о Варфоломеевской ночи. Нужно учитывать ценности людей той эпохи, понимать каковы были нравы двора, папства, простых солдат, обывателя с улицы. Мериме, ненавязчиво, будто под маской дамского романа показывает нам характеры людей, их ценности и цели. В предисловии автор дает понять, что парижане были тогда истыми фанатиками, город был похож на пороховую бочку: «для того чтобы фанатики бросились резать своих впавших в ересь соотечественников,нужно было кому-нибудь стать во главе их и крикнуть: «Бей!», только и всего…»

Главный герой своими легкомысленными поступками, дуэлью и любовью, упрямством и бесстрашием, трагической ошибкой, показывает насколько противоречива была та эпоха. Становится ясно, что цинизм соседствовал с благородством, но его было недостаточно, чтобы остановить или предотвратить братоубийственную войну… И в романе эта патетическая фраза превращается в реальность. Два брата, Бернар и Жорж, оказываются в разных лагерях. Один преданный гугенот, неопытный, юный, бесстрашный, его обворовали еще по дороге в Париж, он умудрился вызвать на дуэль в первый же день во дворе. Второй, совершенно осознанно перешел к католикам, и, посмеиваясь над этими распрями, регулярно читает библию, скрывая под ее обложкой Гаргантюа и Пантагрюэль, он честен, предан родине и королю, но не смотря на свою преданность не может пойти на убийство. Тонкий любитель прекрасного, интеллектуал и вольнодумец. Его вольномыслие непонятно брату, тот призывает его вернуться к протестантизму, но Жорж видит в католицизме большую свободу для себя. Ведь католики уже давно стали следить лишь за внешней формой, не наседая на личную жизнь прихожан.

Мериме не только рисует нам страшные события ночи в Париже, но и рассказывает о том, что происходило после. Он описывает осаду отважного Ла-Рошеля. Бои протестантов и католиков, переговоры короля с осажденными. Роман заканчивается трагически. Но автор, по сути предлагает читателю самому закончить повествование, придумать такой конец, какой ему будет по душе. Этот прием Мериме уже знаком по новелле «Арсена Гийо», и здесь он как нельзя кстати. Смерть это точка для автора, и многоточие для читателя.


Tags: книжная полка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments