?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

КиноЯнварь. Часть 2.

Режиссер Сергей Лозница в статье «Устранение помех» (Сеанс, №23/24) пишет о том, что в документальном кино автор должен «Всматриваться, а не оценивать. Понимать, а не объяснять. Его мнение, позиция, опыт — помехи на его пути к реальности; хуже того — на пути зрителя». Дальше он рассуждает о том, как избавиться от этих помех с точки зрения режиссера. Очень интересная статья, кстати, искренне советую прочитать. Так вот. Конечно, Лозница обращается в первую очередь к создателям фильма, но я со своей колокольни зрителя, была заинтригована. По факту он дает простое, элегантное и гениальное решение, некий универсальный критерий восприятия фильма – всматриваться и понимать. Всё. Большего от вас, как от зрителя не требуется. Меня покорила эта лаконичная и ёмкая формулировка. Раньше я читала очень много рецензий на фильмы, и замечала, что едва ли не каждый пытается что-то объяснить. Не просто выразить впечатления и эмоции после просмотра, а нырнуть глубже. Особенно, арт-хаус, у которого исключительно такие рецензии. Но что если отказаться от этого? Не объяснять, а пытаться увидеть картину в целом. Не оценивать, а внимательнее присматриваться к тому, что видишь. Не искать аллюзии и символы, а довериться ощущениям и чувствам. Может быть, именно так и нужно смотреть любое кино? Отказаться от оценки и сложных формулировок ради того, чтобы взять больше. Я была покорена этой простой и мудрой мыслью.

2 часть моего КиноЯнваря. Военный фильм, биография, драма, фильм ужасов и детектив. В этот раз все шесть мне очень понравились. Даже не смотря на разброс в смысле качества.

77. «Спасти рядового Райана» США, 1998. Реж. Стивен Спилберг

Премии. Оскар: Лучший режиссер (Стивен Спилберг). Лучшая работа оператора. Лучший звук. Лучший монтаж. Лучший монтаж звука. Золотой глобус: Лучший фильм (драма). Лучший режиссер (Стивен Спилберг). Британская академия: Лучший звук. Лучшие визуальные эффекты. Сатурн: Лучший приключенческий фильм, боевик или триллер. Серебряная лента: Лучший фильм на иностранном языке.
Номинации. Оскар: Лучший фильм. Лучшая мужская роль (Том Хэнкс). Лучший сценарий. Лучшие декорации. Лучший грим. Лучший саундтрек к драматическому фильму. Золотой глобус: Лучшая мужская роль (драма) (Том Хэнкс). Лучший сценарий. Лучший саундтрек. Британская академия: Лучший фильм. Лучшая мужская роль (Том Хэнкс). Лучшая работа оператора. Лучший монтаж. Лучший грим/прически. Лучшая работа художника-постановщика. Премия имени Дэвида Лина за достижения в режиссуре (Стивен Спилберг). Премия имени Энтони Эскуита за достижения в создании музыки к фильму. Сезар: Лучший фильм на иностранном языке. Сатурн: Лучшие спецэффекты. Премия Гильдии актеров: Лучший актерский состав. Лучшая мужская роль (Том Хэнкс).


Я решила посмотреть знаменитого Райана после документального фильма о Спилберге, где берут интервью у Тома Хэнкса и кинокритики говорят о значении такого фильма. Не знаю, как я умудрилась за столько лет не посмотреть один из самых знаменитых фильмов Спилберга. Тем более, что по телевизору его показывают регулярно. Но так или иначе, а фильм мне безумно понравился. Я узнала то самое чувство, о котором говорил Том Хэнкс в интервью, когда снимали первые сцены и актеры из массовки даже не представляли, что их ждет, и тот ужас и растерянность, которые они проживали в реальности. Было невероятно интересно узнавать те сцены, которые комментировал сам режиссер, когда объяснял, как именно он хотел рассказать о войне, какой он хотел показать ее зрителю, какое освещение искал, какой ракурс ему был необходим. И да, талант режиссерской работы на лицо. Оно снято… фантастически талантливо. Мне хотелось бы сосредоточиться на деталях, ракурсах и освещении, но зачем? Не буду объяснять))) Я чувствую, насколько это отличное кино. Люблю.

10 из 10.

88. «Цветок пустыни» Великобритания, 2009. Реж. Шерри Хорман

Я глубоко заблуждалась по поводу того, какое кино меня ждет, когда включала этот фильм. Судя по описанию на КиноПоиске, это биография трудной жизни известной фотомодели (вот уже даже в этом есть некая доля сарказма - трудная жизнь фотомодели? Ха!). Нет никаких премий, не самый известный режиссер, мало известная актриса в главной роли, и только Салли Хокинс на втором плане заинтриговала. Оказалось, передо мной сильное, мучительное, значительное кино. Конечно, никто так не говорит «мучительное кино». Но я даже и не знаю какими словами описать тот ужас, что я пережила глядя на страшную развязку (точнее пояснение). Такому эмпату как я, смотреть фильмы где физическая боль заполняет рассудок, мучительно… И я даже не могу отделить одну эту сцену от остального фильма. Биография фотомодели оказалась тернистым путём, босиком через всю пустыню, пешком по Лондону, без еды, воды и крыши над головой, через бюрократию, через страх перед близостью, через уязвимость. Этот фильм произвел на меня большое впечатление.

10 из 10.

99. «Сделано в Дагенхэме» Великобритания, 2010. Реж. Найджел Коул

Удивительно, как много отличных фильмов прошли в свое время мимо меня. Я совершенно ничего не слышала об этой ленте девять лет назад. Мне не откуда было узнать о ней потом, ведь я чаще всего выбираю фильмы основываясь на номинациях, а у этого фильма их попросту нет. Но зато в главной роли моя любимая Салли Хокинс, благодаря этому я нашла ленту Найджела Коула. Первое впечатление – 7-8 по 10 бальной шкале. Хорошая, крепкая, добротная история о борьбе женщин за свои права по оплате труда. Но сейчас, через месяц, понимаю, что не меньше 9. Потому что не просто о борьбе, а о противостоянии. Не просто за оплату труда, а против унижения и того, что женщин не воспринимали всерьез. А еще сила духа и смелость. Салли Хокинс действительно отличная актриса, она играет так, что веришь каждому ее слову. Она близка зрителю. Играет так, что становится близка... Мне очень понравилось, и я бы хотела пересмотреть.

9 из 10.

10 10. «Возвращение живых мертвецов» США, 1984. Реж. Дэн О’Бэннон

Этот фильм ужасов и следующий детектив я залпом посмотрела по телевизору, пока мастерила адвент-календарь. Поэтому сам факт присутствия подобного фильма объясним. Я бы точно никогда бы не стала его скачивать, не стала бы ждать определенного времени, чтобы посмотреть по телевизору или что-то подобное. Судя по описанию, это абсолютно не в моем вкусе. Но знаете, я рада, что получилось его посмотреть. Во-первых, потому что это классика жанра. Я очень часто слышала это название. В каких-то сериалах, книгах, в каких-то диалогах герои упоминали этот фильм, а я даже не представляла, о чем они говорят. Во-вторых, мне очень нравится смотреть что-то знаковое и значимое в своем жанре. Это помогает понять истоки, увидеть прогресс, узнавать те или иные приемы в своем направлении и понимать откуда ноги растут у того или иного режиссерского хода. Качество, действительно, не на высоте, да и спецэффекты довольно примитивные, видно, что это низкобюджетная лента, но при это не лишенная достоинств. На самом деле, режиссер отлично сработал. И очень реалистичный финал, кстати! А еще очень понравилась одна из последних сцен на кладбище после дождя. Даже при минимальном знакомстве с фильмами ужасов, мне ясно, что придумано и снято отлично.

7 из 10.

1111. «Без изъяна» Великобритания, 2007. Реж. Майкл Рэдфорд

Пожалуй, этот фильм мне нравится немного меньше, чем все остальные во второй части КиноЯнваря. Для детектива (точнее, как это указано на КП это драма, триллер, криминал) у него слишком размеренный темп, для драмы слишком много загадок и аферистов, а для триллера у него нет совершенно никакого эшн (а? наверное, не склоняется)). В общем, 7 я поставила совсем не за сюжет и не за финал, а за классный тандем актеров. Деми Мур и Майкл Кейн одни из моих самых любимых актеров, и наблюдать за их игрой было настоящим удовольствием. Работа режиссера, кстати, тоже хороша. Мне понравились ракурсы и напряжение, которое он создавал во время фильма. Нормальный такой детектив, история ограбления банка, мести, отчаянья и лжи. Не «ах!», но и не «эх!».

7 из 10.


1212. «Будучи там» США, 1979. Реж. Хэл Эшби

Премии. Оскар: Лучшая мужская роль второго плана (Мелвин Дуглас). Золотой глобус: Лучшая мужская роль (комедия или мюзикл) (Питер Селлерс). Лучшая мужская роль второго плана (Мелвин Дуглас). Британская академия: Лучший сценарий.
Номинации. Оскар: Лучшая мужская роль (Питер Селлерс). Золотой глобус: Лучшая женская роль (комедия или мюзикл) (Ширли МакЛейн). Лучший фильм (комедия или мюзикл). Лучший режиссер (Хэл Эшби). Лучший сценарий. Британская академия: Лучший фильм. Лучшая мужская роль (Питер Селлерс). Лучшая женская роль (Ширли МакЛейн). Каннский кинофестиваль: Золотая пальмовая ветвь.


От этого фильма у меня очень двойственные впечатления. Во-первых, потому что главный герой «не такой как все». Мне всегда тяжело смотреть, читать, узнавать истории об умственно неполноценных людях. Мне было тяжело смотреть этот фильм. С другой стороны, мне очень-очень-очень понравился один из смыслов. Когда главный герой говорил лаконично и просто, каждый из окружения понимал его слова так, как ему было угодно. Каждый переворачивал их настолько, насколько был испорчен, переиначивал так, как ему было понятно и удобно. И вот это ситуация настолько глубоко отражает специфику человеческих отношений, что прямо настойчиво хочется советовать смотреть это кино всем без исключения в воспитательных целях. Особенно как иллюстрацию фантастически упрямой женской логики. Мужчина может сказать всего пару ничего не значащих слов,  а она уже нафантазировала из них целый роман, будущее, счастье и любовь. Прямо в точку. А вообще, пронзительный, и я бы даже сказала душещипательный фильм. Очень качественный и сильный. Посмотрите...

9 из 10.

Comments

( 2 заявки — Оставить заявку )
kukina_kat
Feb. 10th, 2019 04:36 pm (UTC)
Как много понравившихся фильмов! Круто!
neosonus
Feb. 10th, 2019 06:18 pm (UTC)
Это точно))) И даже те у которых 7 очень понравились.
( 2 заявки — Оставить заявку )