?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Пессл Никогда
Принять собственный плохой поступок сложно. По-настоящему взять за него ответственность, принять все последствия, смириться с тем, что ничего уже нельзя изменить… Гораздо легче уйти в обвинения других или утонуть в собственном чувстве вины. Назначить себе самое жестокое из возможных наказаний и медленно уничтожать себя. А еще можно спрятаться ото всех, скрыться в раковине, уйти во внешнее, забыть все тяжелое и невыносимое. Вычеркнуть из жизни, оставив лишь то, что способен выдержать. Но все эти способы похожи на лейкопластырь, которым вы пытаетесь заклеить пулевое ранение. Бессмысленная и бесполезная мера.

Рано или поздно лейкопластырь отклеится.  Мариша Пессл о том, что будет, когда это произойдет.

Автокатастрофа. Дождь, плохая дорога, пьяный водитель. Пятеро друзей. Лобовое столкновение. А теперь представьте себе, что между травмой, несовместимой с жизнью, и непосредственно смертью, есть некая доля секунды, где вы можете застрять. Эта доля секунды превращается в 11 часов 43 минуты, и вы будете обречены проживать их, как день сурка, вновь и вновь, пока не будет решено, кто же из вас пятерых будет жить. Всего один. И проголосовать должны все пятеро и единодушно. Представили? Хорошо. Но только это далеко не все условия игры. Иначе, было бы не интересно, правда?

Имя Маришы Пессл после «Ночного кино» стало для меня неким знаком качества. И не смотря на то, что это произведение позиционировалось как young adult, я полностью доверилась автору и не раздумывая купила эту книгу. И нисколько не пожалела. Во-первых, Мариша Пессл даже подростковую литературу пишет отменно. Ее талант, ее характеры и стиль письма делают простую и доступную для юного читателя книгу глубокой и интересной. Сам по себе жанр накладывает определенные обязательства и ограничения. Ведь это всегда герой в том возрасте, когда тебя никто не понимает, обязательно боль и страдания и, конечно, преодоление их. Это какой-то мессендж «Ты не один!!!» с тремя восклицательными знаками (юношеский максимализм, как никак). И чувство причастности, понимания, и единения. У Маришы Пессл все эти ограничения превратились в открытые границы, а условия в нечто органичное и естественное. Она отличный писатель и произведение у нее вышло качественным.
Во-вторых, мне нравятся такие книги, в которых фантастическое вплетается в реальное ровно на столько, что превращаются в часть повседневности. Т.е. мне кажется, самая классная фантастика будет та, которая так прописана, что читая, веришь в ее существование, легко можешь себе представить, что так оно и есть, и даже можешь пофантазировать, что все это имеет место в твоей жизни. И у Пессл это получилось. И получилось настолько хорошо, что я хочу оставить себе эту идею с «Никогда». Некое вне пространственное время, где можно оказаться тогда, когда не хочешь жить, но не можешь умереть.

При всем при этом, сам сюжет для меня имеет несколько слабых мест, но разобрать их без спойлеров решительно невозможно. Поэтому скажу лишь, что книга не без изъянов. Что впрочем, ее нисколько не портит.

Но больше всего меня зацепила эта попытка главной героини спрятаться от своего прошлого, даже с учетом того, что она продолжала жить своей трагедией. Вот, что это -  жить, ежедневно помня о потери, и при этом напрочь вычеркнуть обстоятельства? Выборочная амнезия? Думаю, нет. Просто попытка заклеить пулевое отверстие лейкопластырем…

 Иногда, самым сложным пониманием оказывается то, что хорошие люди совершают плохие поступки. А значит, можно не виниться, не самоуничтожаться и не убегать. Можно просто жить.