?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Eleanor_Katton__Svetila
Можно ли вернуться в прошлое, чтобы найти ответы? Возможно ли увидеть то, что проглядел в первый раз? И возможен ли возврат как таковой? Ведь по факту, мы не возвращаемся, а всего лишь оглядываемся. Разве можно оглянуться и успеть вглядеться, заметить важное и что-то понять? Может быть, ответы надо искать не в прошлом, а в настоящем? Здесь и сейчас.

Талантливая, умная, классическая проза в лучших традициях английского романа. Поиск ответов в настоящем и прошлом. «Светила» новозеландской писательницы Элеанор Каттон. Самая длинная книга из всех, когда-либо получавших Букеровскую премию.

При всей завязке с астрологической тематикой, знаки зодиака в «Светилах» не самое главное. Хотя автор проделала огромную работу. Каждый герой в этом произведении соответствует своему знаку, каждое событие вписывается в определенное сочетание планет. Мало того, все даты и астрологические явления строго соотносятся. Но, что толку, если читатель не разбирается в этом? И слова «истинный лунный узел в деве» или «овен в третьем доме» ровным счетом ни о чем не говорят? Это тот самый случай, когда прошлое дает свои подсказки, а настоящее не видит их в упор.

Времена «Золотой лихорадки» в Новой Зеландии. Хокитика, самый густонаселенный центр на Южном острове, представляет собой небольшой городок со множеством скверных гостиниц, тюрьмой, портом, банком и одной единственной аптекой. Там очень много мужчин, и почти нет женщин. В местной газете исправно печатают списки тех, кто прибыл в город и тех, кто его покинул. На окраинах лежит Китайский квартал с тремя десятками убогих хижин. На севере земли маори. А вокруг, куда только хватает глаз – прииски. 27 января 1866 года в задней комнате гостиницы «Корона» собралось 13 человек. Им предстоит долгая ночь и длинный разговор. Возможно ли разгадать загадку исчезновения самого богатого, удачливого и молодого старателя Хокитики? Знает ли кто-нибудь что случилось на самом деле в ночь на 14 января, когда красавица Анна, чуть не погибла? И объяснит кто-нибудь кем же является подлец Фрэнсис Карвер?

Я читала Элеанор Каттон с огромным удовольствием, погрузившись в книгу с головой, градус интереса не падал ни на минуту, и я даже ни разу не попыталась заглянуть в конец книги, чтобы посмотреть, чем же все закончится.  Описание интерьера и каждого героя в стиле а-ля Вальтер Скотт, подрагивающее пламя свечи, загадочная смерть, мистическое описание то ли человека, то ли призрака, таинственное исчезновение, золото, предательство, женщины. Эта книга пронизана атмосферой готического романа, у Каттон такие интересные суждения и такие меткие характеристики людей, мне очень понравилось! Но последние 90 страниц… Вот этот художественный прием с возвратом в прошлое подкосил меня. Такое чувство, что эту часть романа автор писала на последнем дыхании. Конечно, 800 стр. текста тяжело выдать, и очевидно стиль повествования меняется. Главы сокращаются, видимо, для большего накала страстей, сюжет закручивается, события торопятся. Но читать это уже не так интересно… Хотя это, безусловно, лишь мои впечатления…

Элеанор Каттон решила вернуть читателя в прошлое, чтобы объяснить настоящее. Она приправила все это астрологическим соусом и подала на блюде с голубой каемочкой. Вот, господа, смотрите – прошлое и настоящее. Теперь вам все понятно? Теперь вы нашли ответы? Да, понятно. Только не все готовы вернуться в прошлое.