?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ТомасЗвонок будильника. Сумрачный свет в окно. До рассвета совсем немного. Сознание где-то на пороге сна и яви. Медленные мысли о том, что пора вставать. 4.40. Уже 10 минут прошло! Душ. Горький черный чай без сахара. Монитор. Почта. Работа. Витамины. Завтрак. Работа. 6.40. Пора собираться на работу. Флешка. Список дел на сегодня. Список дел на неделю. Сумка. Обед с собой. Кольца. Духи. Наушники. Солнцезащитные очки. Ключи.

Хлопоты/заботы/суета. Списки дел в планере/в телефоне/ в голове. Мысли о том, что до҆лжно/срочно/нужно вытесняют мысли о том, чего хочешь, в чем нуждаешься, что чувствуешь прямо сейчас. Что для этого нужно? В какой момент повседневных дел можно остановиться? И разве эта остановка сама по себе может помочь? Каким таким образом пауза сможет дать понять, каковы настоящие потребности? Скарлетт Томас знает ответ на все эти вопросы. «Просветление». Ни больше ни меньше.

«Представьте себе, сколько времени вы тратите на сон... Прибавьте все секунды, когда вы в нетерпении подгоняли время, а еще – минуты или, точнее, часы, которые провели в ожидании поезда. А потом – минуты, проведенные в поезде... Теперь прибавьте минуты, потраченные на чтение книг, содержание которых вы напрочь забыли, или тех, которые разочаровали вас ближе к концу или просто никак не повлияли на вашу жизнь. Книг, которые, как вам кажется, автор мог бы “закончить побыстрее”. Затем прибавьте минуты, потраченные на разговоры с людьми, которых вы считали любимыми, а теперь перестали с ними разговаривать…»

Длинный список (на две страницы) времени, которое вы потратили зря. Во всяком случае, по мнению невидимого действующего лица, имя которого откроется в самом конце книги. Дешевая провокация, дабы заманить читателя в ловушку. Читатель должен почувствовать, что жизнь его проходит мимо, что он забегался как белка в колесе. Он должен задуматься, остановиться и задаться вопросом – а где выход? И вот тут-то вам будет дан ответ. Убедительно, с метафорами, с полетами души и тела, с нарушением закона и морали. Почти эзотерика, почти философия, почти Паоло Коэльо. Великий путь просветления, познать который могут единицы и за который многие поплатились своей жизнью.

Скарлетт Томас написала многостраничный роман, в центре которого некая ботаническая загадка и множество-множество-множество хлопот/забот и суеты. Вереница главных героев в возрасте от 6 до 90 лет мелькает перед глазами калейдоскопом мыслей и желаний. Секс. Вина. Калорийность алкоголя. Зависть. Любовь. Комплексы. Опять секс. Музыка Шуберта. Йога. Орхидеи. Зарянка по имени Роберт. Запретная любовь. Пустые разговоры. Заедание боли. Алкоголизм. Гомосексуализм. Фригидность. Соперничество. Такое впечатление, что я читаю бесконечно длинный комикс (!), хотя картинок здесь нет. Или желтую прессу, хотя эта книга далека от сплетен.  Количество «внешнего», пустого, второстепенного в этой книге занимает громадную долю повествования, и маленькие вкрапления философии просветления, кажутся слабой попыткой нацепить на себя маску «серьезной прозы». Оооо… нет. Это однозначно не серьезная проза. Но. Что-то в ней определенно есть.

Преимущества этой книги – легкость языка, многоликость череды героев, насыщенность узнаваемыми проблемами, абсолютная искренность героев – цепляют. Эта книга чем-то напоминает сериал – начав «смотреть», к героям Томас так быстро привыкаешь, что уже нет никаких сил остановиться. Интересно, что будет дальше, мысленно делаешь предположения, ждешь развития событий, пытаешься предугадать… В этой книге очень много пустого, пошлого, даже грубого. И тем не менее, я ее дочитала до конца. Не знаю, придется ли она вам по вкусу. Но мне даже понравилось.
Да, эта идея с просветлением очень сомнительна, и философские отступления здесь совершенное дилетантство. И тем не менее, провокация срабатывает, тот кусок текста, что я привела выше, вызывает острое желание протестовать, с автором хочется бурно спорить. При этом книгу именно что хочется критиковать, а не обсуждать.

Говорят, что нас задевает больше всего то, что является «нашим». И если я с чем-то не согласна, если меня так раздражает эта мысль о просветлении, надо задать себе вопрос «о чем это для меня?». Поэтому надо заглянуть в себя, прежде чем предавать анафеме чей-то роман. Тем более, что это всего лишь художественное произведение и ничего более.

Читайте. Может быть, вы возьмете у Скарлетт Томас больше, чем смогла взять я.