?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

5В 1933 году Ричард Олдингтон выпустил свой второй большой роман. Его проза всего четыре года назад наделала большого шума. «Смерть героя» хвалили, обсуждали, превозносили и боготворили. Его стихи 20-х годов считали гениальными. Его стиль называли самым «английским» из возможных. Но он отнюдь не был любимцем судьбы. В 1933 году суждено было увидеть свет книге, которая на долгие годы будет подвергнута беспощадной критике, разбита в пух и прах, ее будут обвинять, упрекать и разоблачать.  Олдингтона свергнут с пьедестала, предадут забвению его военные романы и на долгие годы его имя подвергнут остракизму.

Что же это за роман? Какое произведение способно низвергнуть идола и настроить мир против писателя? Какой же должен быть протест? Какая такая критика устоев?
За что?

Энтони Кларендон был отмечен богами при рождении. Ему была уготована особая судьба… Но в действительности все вышло несколько иначе… Сначала счастливое детство, пасторальная классическая Англия эпохи королевы Виктории, идиллия английского природы, созерцание и восхищение. Первая любовь, первый волнительный опыт физической близости, почти без прикосновений, почти без поцелуев. Мир был наполнен красками, обещал многое, открывал перспективы, и от всего этого дух захватывало! И он толком не знал, что же ему нужно, чего он хочет, каким будет его жизнь… В 1914 году судьба решила все за него. Дары богов пропали втуне.

«Все люди – враги» – роман-критика. Критика церкви, государства, института брака и семьи, буржуазии и пролетариата, революции и консервации режима, повседневности и активного поиска себя, критика женской ограниченности и преданности, мужской беспомощности и приспособляемости. Критика любви, дружбы и надежд. Нельзя сказать, что этот роман насыщен ненавистью или ярым протестом. Он не оставляет после себя ощущения горечи или печали. Вся эта критика написана вовсе не мизантропом. Нет, это скорее попытка привлечь внимание, заговорить о наболевшем, урезонить, указать, открыть глаза…  Я вижу перед собой разочарованный взгляд умных глаз, наполненных печалью и усталостью. Эта книга больше похожа на монолог юноши-максималиста, чем на рассудительные речи мужчины, вернувшегося с войны. И это не комплимент. Потому что юношеская позиция «Меня это бесит. Мне это не нравится и я не буду этого делать», но при этом повторять, что «как делать» и «что именно делать» ему самому неизвестно, такая позиция инфантильна. «Я не знаю, как делать, но точно не так и не то».

Для меня критика Олдингтона не радикальна и не кардинальна. Он не ломает устои, он лишь ставит под сомнение прописные истины… Другое дело, что для старой, доброй Англии это неприятие было именно революционно, писатель вел себя предосудительно, испортил свою репутацию и репутацию своих книг, он словно заранее настроил общество против себя, задолго до выхода нового романа.
Что же касается литературной ценности книги…  Вот здесь я была разочарована. Когда-то Олдингтон приятно удивил меня своим романом «Сущий рай», но в этот раз, мне казалось я читаю литературные попытки дилетанта… Олдингтону замечательно даются главы, посвященные детству, он блестяще пишет о войне, о своем опыте, о проживании этого опыта и поисках покоя. Т.е. у него отлично получается писать то, что он сам пережил. А вот все остальное… очень поверхностно, неестественно, без души. Так пишут люди, которые не понимают о чем речь.

С одной стороны, хочется сказать слово в защиту английского классика. Действительно, любому писателю лучше удается описать именно свой опыт, но с другой стороны, это ведь не оправдание. Если бы все писатели писали бы исключительно о собственном опыте, литература лишилась бы многих гениальных творений, целых жанров и направлений. Просто кто-то может писать о чем-то кроме своего опыта, а кто-то нет. Олдингтон не может.

Не знаю… Не считаю себя в праве осуждать корифея. Но этот роман произвел на меня гораздо меньшее впечатление, чем «Сущий рай»… Да, по своему это произведение дерзкий вызов, но дело даже не в этом.
Мало бросать вызов судьбе, как это делает главный герой. Мало заявить о себе, как об особенном, не похожем ни на кого человеке. И даже уйти с нелюбимой работы и развестись с нелюбимой женой мало. Если ты хочешь изменить все, нужно для начала изменить себя. Энтони Кларендон менял лишь обстоятельства.

Comments

( 2 заявки — Оставить заявку )
anothervictoria
May. 12th, 2018 01:49 am (UTC)

Я его прочитала лет в 13-14, долго ходила под впечатлением, безумно понравилось тогда.

neosonus
May. 12th, 2018 02:26 am (UTC)
Вот как раз юношеский максимализм хорошо воспринимается в этом возрасте. В конце концов, все мы проходим этот этап, и кто-то в большей степени остается максималистом, кто-то в меньшей. Кажется, что Олдингтон сумел сохранить его нетронутым.
( 2 заявки — Оставить заявку )