NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Category:

Бернгард Келлерман «Туннель»

Келлерман Туннель
Что значит быть сильным? Держать удар? Не бояться ошибиться? Падать раз за разом, и вновь подниматься? Мне кажется, всего этого мало. Быть сильным, значит прожить и пережить до конца поражение, выпить его до последней капли, добить себя до последней секунды, опуститься на самое дно отчаянья. И почувствовать в этот момент как внутри нарастает протест. Больше так не будет.
И в этот самый момент откуда-то появятся ресурсы, время/деньги/энергия. Откуда-то появятся силы, откроется второе дыхание, дикое упрямство и злость будут толкать в спину и потоком устремлять вперед. Я справлюсь с этим.

История борьбы. История поражения. История веры в себя и свое дело.

Грандиозный проект. Туннель между Европой и Америкой. Об этом никто никогда даже не мечтал. Никто не представлял. Никто не допускал мысли о том, что это возможно. Он мечтал. Он все рассчитал. Он обещает, что сможет. Он – тот человек, на которого вы можете положиться и которому можете доверять. Риск и хладнокровие. Невероятная работоспособность и быстрый ум. Человек из стали.

И вот теперь бы и рассказать мне, чем же хороша эта книга. Поделиться впечатлениями о языке и стиле, порассуждать о философии главного героя и его борьбе… Да только я способна лишь разочарованно вздыхать и с сожалением признаться, что этот роман откровенно плох.

Бернгард Келлерман для меня имя значимое и «Туннель» мой третий роман немецкого классика. Впервые, когда я прочла его «Братьев Шелленберг», то сразу почувствовала все признаки классической немецкой прозы, особенно была интересна тема – Германия накануне прихода фашистов. Этот роман был, бесспорно, хорош, и я надолго запомнила новое для себя имя.

Через несколько лет, в Сочи, у уличного продавца среди груды книг, я случайно увидела «Пляску смерти» и немедленно купила. Это был невероятно классный роман! История немецкой провинции в годы войны. Попытка объяснить, как мирное население допустило приход фашистов, почему терпело его и как относилось к новой идеологии непобедимого государства. Я впитывала каждую страницу и пела дифирамбы автору.

Поэтому «Туннель» я брала в руки едва ли не с благоговением, с предвкушением и непоколебимой уверенностью, что в моих руках сокровище. Какая наивность!

«Туннель» оказался бледным подобием Айн Рэнд. Неудачной копией/пародией на «Атлант расправил плечи». Сухое, безжизненное, безнадежно провальное произведение, читать которое было невозможно. И конечно, если человек не читал Рэнд и не знает, как можно рассказать о внутренней силе, о поражении и борьбе, Келлерман может быть, даже понравится. Но я-то читала. И мне есть с чем сравнивать, и я понимаю, что это произведение ужасно. Просто слов нет. Одни негативные эмоции.

Я не верила описаниям, не могла представить себе героев, настолько они были искусственными и ходульными. Диалоги были похожи на плохую игру актеров, которые забыв слова, пытаются импровизировать и несут что-то маловразумительное. Никто и ничто не зацепило и не тронуло меня. И даже эта тема борьбы, о которой мне бы хотелось поговорить и о которой я написала в начале, в этом романе не раскрылась до конца…

Я понимаю, что могу быть несправедлива к этому произведению любимого писателя, поэтому подчеркиваю – это мое глубоко субъективное мнение ни на что не претендующее. Поэтому не верьте мне на слово, читайте. Есть как минимум одна причина, чтобы прочесть «Туннель» – познакомиться с историей сильного человека, который способен выдержать испытания судьбы.
Tags: книжная полка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments