?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Келлерман Туннель
Что значит быть сильным? Держать удар? Не бояться ошибиться? Падать раз за разом, и вновь подниматься? Мне кажется, всего этого мало. Быть сильным, значит прожить и пережить до конца поражение, выпить его до последней капли, добить себя до последней секунды, опуститься на самое дно отчаянья. И почувствовать в этот момент как внутри нарастает протест. Больше так не будет.
И в этот самый момент откуда-то появятся ресурсы, время/деньги/энергия. Откуда-то появятся силы, откроется второе дыхание, дикое упрямство и злость будут толкать в спину и потоком устремлять вперед. Я справлюсь с этим.

История борьбы. История поражения. История веры в себя и свое дело.

Грандиозный проект. Туннель между Европой и Америкой. Об этом никто никогда даже не мечтал. Никто не представлял. Никто не допускал мысли о том, что это возможно. Он мечтал. Он все рассчитал. Он обещает, что сможет. Он – тот человек, на которого вы можете положиться и которому можете доверять. Риск и хладнокровие. Невероятная работоспособность и быстрый ум. Человек из стали.

И вот теперь бы и рассказать мне, чем же хороша эта книга. Поделиться впечатлениями о языке и стиле, порассуждать о философии главного героя и его борьбе… Да только я способна лишь разочарованно вздыхать и с сожалением признаться, что этот роман откровенно плох.

Бернгард Келлерман для меня имя значимое и «Туннель» мой третий роман немецкого классика. Впервые, когда я прочла его «Братьев Шелленберг», то сразу почувствовала все признаки классической немецкой прозы, особенно была интересна тема – Германия накануне прихода фашистов. Этот роман был, бесспорно, хорош, и я надолго запомнила новое для себя имя.

Через несколько лет, в Сочи, у уличного продавца среди груды книг, я случайно увидела «Пляску смерти» и немедленно купила. Это был невероятно классный роман! История немецкой провинции в годы войны. Попытка объяснить, как мирное население допустило приход фашистов, почему терпело его и как относилось к новой идеологии непобедимого государства. Я впитывала каждую страницу и пела дифирамбы автору.

Поэтому «Туннель» я брала в руки едва ли не с благоговением, с предвкушением и непоколебимой уверенностью, что в моих руках сокровище. Какая наивность!

«Туннель» оказался бледным подобием Айн Рэнд. Неудачной копией/пародией на «Атлант расправил плечи». Сухое, безжизненное, безнадежно провальное произведение, читать которое было невозможно. И конечно, если человек не читал Рэнд и не знает, как можно рассказать о внутренней силе, о поражении и борьбе, Келлерман может быть, даже понравится. Но я-то читала. И мне есть с чем сравнивать, и я понимаю, что это произведение ужасно. Просто слов нет. Одни негативные эмоции.

Я не верила описаниям, не могла представить себе героев, настолько они были искусственными и ходульными. Диалоги были похожи на плохую игру актеров, которые забыв слова, пытаются импровизировать и несут что-то маловразумительное. Никто и ничто не зацепило и не тронуло меня. И даже эта тема борьбы, о которой мне бы хотелось поговорить и о которой я написала в начале, в этом романе не раскрылась до конца…

Я понимаю, что могу быть несправедлива к этому произведению любимого писателя, поэтому подчеркиваю – это мое глубоко субъективное мнение ни на что не претендующее. Поэтому не верьте мне на слово, читайте. Есть как минимум одна причина, чтобы прочесть «Туннель» – познакомиться с историей сильного человека, который способен выдержать испытания судьбы.