?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

КиноФевраль

Степень ответственности за себя и свое поведение определяется по большому счету нами самостоятельно. И я говорю «по большому счету», потому что влияние внешнего фактора (человека, среды, идей) всегда остается и оказывает на человека безусловное влияние. Нет, я не сторонница тех, кто старается обвинить в своих бедах весь белый свет или несчастных родителей (этот штамп уже набил оскомину!). Но мы существа социальные, мы принимаем чужие правила игры – морали, религии, этики и эстетики, хотим мы того или нет. Нас воспитывали в некой среде, нам внушали определенные вещи. А значит, доля ответственности за нас сейчас лежит на нас в прошлом. И на тех, кто нас окружал.

Я смотрю на свой КиноФевраль и вижу пять примеров того, как главные герои делят ответственность за свои поступки с другими. Мужчина, который разбил сердце и превратил душу в камень. Домашний тиран и манипулятор, не родной, не посторонний, но тот, у кого ты вечно в долгу и который претендует на управление твоей жизнью. Друг, который может заставить тебя улыбнуться. Родственники, которые вмешиваются в твою жизнь. Изоляция в школе и дома (самоизоляция?). Каждый раз главные герои принимали решения по собственному желанию. Никто их не заставлял, не прикладывал дуло пистолета к виску. Но, господи, как же это очевидно, как это бросается в глаза со стороны – влияние другого! Влияние близкого, важного, нужного человека, который своей реакцией (или отсутствием таковой) способен изменить всю жизнь. Довести до черты. И даже толкнуть в пропасть…

Классика американского кино, Магритт, Сезар и Оскар. Черно-белый и цветной мир зазеркалья моего февраля.

1. «Наследница» США, 1949. Реж.  Уильям Уайлер

Премии. Оскар: Лучшая женская роль (Оливия Де Хэвилленд). Лучшая работа художника (ч/б фильмы). Лучшая работа художника по костюмам (ч/б фильмы). Лучший саундтрек. Золотой глобус: Лучшая женская роль (Оливия Де Хэвилленд).
Номинации. Оскар: Лучший фильм. Лучшая мужская роль второго плана (Ральф Ричардсон). Лучший режиссер (Уильям Уайлер). Лучшая работа оператора (ч/б фильмы). Золотой глобус: Лучшая женская роль второго плана (Мириам Хопкинс).


Неискушенная, наивная и невинная девушка ведет почти затворнический образ жизни, а отец с сожалением, замечает насколько его дочь не красива, и как ей далеко до умершей матери. И в один прекрасный день появляется Он. Заявляющий о своей любви, без работы, без перспектив, слишком красивый, слишком бедный, слишком настойчивый, чтобы ему поверить. И отец не верит ему. А она… Она верит.

Эта черно-белая лента – классическая женская мелодрама, НО. Есть множество вещей, на которые стоит обратить внимание. Во-первых, это игра актеров. Оливия Де Хэвилленд сначала показалась мне совершенно неуместной в этой роли, и только в конце фильма я поняла насколько она идеально подходит. Невзрачная, тусклая, серая в начале и по контрасту – острая, ожесточенная, невозмутимая, безжалостная, злая в конце. Негативная часть ее роли покоряет. Она почти ангел мести. Отлично сыграно! Во-вторых, главная интрига фильма – был ли главный герой честен или нет – не раскрыта. Режиссер оставляет решение за зрителем. Судить его поведение и поступки можно двояко, и самое классное, что до последней секунды нельзя вынести окончательный вердикт. И даже последние секунды ничего не решают, решать придется вам вамим. Блин, как же это классно! В смысле, мне очень понравился этот ход. Я ненавижу открытые финалы, это другое – это заведомо определенный взгляд. Этот человек может быть и злодеем и героем, 50 на 50. И кем вы воспримите его, зависит исключительно от вас! И мне нравится это одновременное состояние – злодей/герой. Возможность быть одновременно плохим и хорошим (грубо говоря). Это меня больше всего зацепило. Классно.

А еще – история несчастной любви под соусом мести.
Одиночество назло всем, как добровольный выбор. Если я не нужна ему, мне не нужен никто. Однозначно и предельно ясно.

И это потрясающее американское кино 40-х… Мне понравилось. Не смотря на всю эту женскую тематику, и почти жизнеутверждающий финал (?). Да. Отличное кино.

8 из 10.

2. «После любви» Франция, Швейцария, Бельгия, 2012. Реж. Жоаким Лафосс

Премии. Премия Магритт: Лучший фильм. Лучший режиссер (Жоаким Лафосс). Лучшая актриса (Эмили Декьенн). Лучший монтаж (Софи Веркрюиссе).
Номинации. Сезар: Лучший фильм на иностранном языке. Каннский кинофестиваль: Особый взгляд Каннского кинофестиваля. Европейская киноакадемия: Лучшая женская роль (Эмили Декьенн).


Мне невероятно трудно говорить об этом фильме.
Я не уверена, что о нем можно говорить.
Разве можно?
А что можно сказать о таком поступке? Тут можно только молчать. Точнее я могу только промолчать. Зажав рот рукой.

Есть темы, по умолчанию табуированные в нашем обществе. И речь не о сексе. Речь об ужасе… Это вещи настолько страшные, настолько недопустимые в любом обществе, при любом вероисповедании, что как не старайся объяснить их, оправдать – это будет невозможно. По определению. Но вот этот фильм – это попытка. И никто не будет оправдан. Никто не вынесет вердикт.  Последние минуты… когда в оцепенении смотришь на экран, когда не можешь поверить в увиденное, когда камера перемещается на улицу и слышен только голос по телефону, и надрывное – «я не смогла»… это один из самых страшных фильмов, что я видела…

9 из 10.

3. «1+1» Франция, 2011. Реж. Оливье Накаш, Эрик Толедано

Премии. Жорж: Лучшая зарубежная комедия. Лучшая зарубежная драма. Сезар: Лучший актер (Омар Си). Гойя: Лучший европейский фильм. Давид ди Донателло: Лучший европейский фильм.
Номинации. Сезар: Лучший фильм. Лучший актер (Франсуа Клюзе). Лучшая актриса второго плана (Анн Ле Ни). Лучший режиссер (Оливье Накаш, Эрик Толедано). Лучший сценарий. Лучшая работа оператора. Лучший звук. Лучший монтаж. Европейская киноакадемия: Лучший фильм. Лучшая мужская роль (Франсуа Клюзе, Омар Си). Лучшая работа сценариста (Оливье Накаш, Эрик Толедано). Приз зрительских симпатий. Британская академия: Лучший фильм на иностранном языке. Золотой глобус: Лучший фильм на иностранном языке. Чешский лев: Лучший иностранный фильм. Польская кинопремия "Орлы": Лучший европейский фильм.


Конечно, я много раз слышала о нем, но все откладывала просмотр, потому что была уверена, что все закончится плохо))) Ну, есть у меня непонятно откуда взявшаяся уверенность. Это из серии – как я в свое время упорно ждала, что Леонардо ди Каприо всплывет в Тинанике. И когда все вокруг меня глотали слезы, я невозмутимо говорила – да, сейчас он всплывет! Вот сейчас! Чего ревете-то! Так и здесь)))

Мы привыкли говорить о влиянии других в негативном ключе, но ведь есть и другое влияние. Ведь есть люди, которые оказались рядом в нужную минуту. Которые протянули нам руку именно тогда, когда нам это было нужно…  В момент острого, невыносимого одиночества, беспомощности и страха. В момент, когда стоишь на руинах прошлого и настоящего, и боишься думать о будущем. И как это важно – иметь возможность услышать слова поддержки…
Замечательное кино. Ценное напоминание о том, сколь много для нас значит дружба.

10 из 10.

4. «Ужин» США, 2017. Реж. Орен Муверман

Номинации. Берлинский кинофестиваль: Золотой Медведь.

Я когда-то читала книгу Коха, поэтому мне было очень интересно, что же представляет собой экранизация, громко заявившая о себе на Берлинском кинофестивале. И надо сказать, этот фильм безмерно удивил меня. С одной стороны, это хорошо. Потому что читая, мы невольно расставляем свои акценты и редко способны выйти за рамки этого видения. Только в споре, только познакомившись с чужой точкой зрения через критику или просто какую-то рецензию, есть шанс посмотреть на произведение другими глазами. И здесь я посмотрела на книгу совершенно другими глазами.  Мне порой казалось, я читала какой-то другой роман Коха «Ужин»))) Даже захотелось перечесть.

С другой стороны, многое из того, что мне понравилось в книге, что в свое время зацепило и тронуло, здесь было словно выхолощено, не замечено, даже убрано из сценария. Конечно, это право сценариста и режиссера, но для меня все это было важным. Финал (который в книге закрыт по сути, а в фильме открыт), то, каким образом нас подводят к трагедии… Личность рассказчика… Все это было … разбито.

У фильма Орена Мувермана невероятно низкий рейтинг. Возможно, этот фильм и правда плох. Но если вы читали книгу, он определенно будет интересен. Так что я не согласна с мнением большинства. Это не шедевр, но достойное кино. Мне понравилось.

7 из 10.

5. «Параноид парк» Франция, США, 2007. Реж. Гас Ван Сент

Премии. Каннский кинофестиваль: Юбилейный приз в честь 60-летия Каннского фестиваля.
Номинации. Каннский кинофестиваль: Золотая пальмовая ветвь.


Пожалуй, самый далекий от меня фильм. Арт-хаус версия лайт, но…. Но не мое. Снято, кстати, просто отлично. Музыка, ракурсы, стиль повествования. Кадры, когда главный герой занимается сексом, расстается с девушкой, идет по полю… Это маленькие шедевры. Но общая идея и философия…. Эта внутренняя изоляция… Я даже не хочу рассуждать о трагедии, о причинах и следствиях, у меня нет желания разгадывать эту головоломку… Но за общее впечатление, некую ауру тишины… За уход в себя… за все это я благодарна этому фильму.

В общем, дело вкуса. Для любителей качественного арт-хауса.

6 из 10.