NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

КиноФевраль

Степень ответственности за себя и свое поведение определяется по большому счету нами самостоятельно. И я говорю «по большому счету», потому что влияние внешнего фактора (человека, среды, идей) всегда остается и оказывает на человека безусловное влияние. Нет, я не сторонница тех, кто старается обвинить в своих бедах весь белый свет или несчастных родителей (этот штамп уже набил оскомину!). Но мы существа социальные, мы принимаем чужие правила игры – морали, религии, этики и эстетики, хотим мы того или нет. Нас воспитывали в некой среде, нам внушали определенные вещи. А значит, доля ответственности за нас сейчас лежит на нас в прошлом. И на тех, кто нас окружал.

Я смотрю на свой КиноФевраль и вижу пять примеров того, как главные герои делят ответственность за свои поступки с другими. Мужчина, который разбил сердце и превратил душу в камень. Домашний тиран и манипулятор, не родной, не посторонний, но тот, у кого ты вечно в долгу и который претендует на управление твоей жизнью. Друг, который может заставить тебя улыбнуться. Родственники, которые вмешиваются в твою жизнь. Изоляция в школе и дома (самоизоляция?). Каждый раз главные герои принимали решения по собственному желанию. Никто их не заставлял, не прикладывал дуло пистолета к виску. Но, господи, как же это очевидно, как это бросается в глаза со стороны – влияние другого! Влияние близкого, важного, нужного человека, который своей реакцией (или отсутствием таковой) способен изменить всю жизнь. Довести до черты. И даже толкнуть в пропасть…

Классика американского кино, Магритт, Сезар и Оскар. Черно-белый и цветной мир зазеркалья моего февраля.

1. «Наследница» США, 1949. Реж.  Уильям Уайлер

Премии. Оскар: Лучшая женская роль (Оливия Де Хэвилленд). Лучшая работа художника (ч/б фильмы). Лучшая работа художника по костюмам (ч/б фильмы). Лучший саундтрек. Золотой глобус: Лучшая женская роль (Оливия Де Хэвилленд).
Номинации. Оскар: Лучший фильм. Лучшая мужская роль второго плана (Ральф Ричардсон). Лучший режиссер (Уильям Уайлер). Лучшая работа оператора (ч/б фильмы). Золотой глобус: Лучшая женская роль второго плана (Мириам Хопкинс).


Неискушенная, наивная и невинная девушка ведет почти затворнический образ жизни, а отец с сожалением, замечает насколько его дочь не красива, и как ей далеко до умершей матери. И в один прекрасный день появляется Он. Заявляющий о своей любви, без работы, без перспектив, слишком красивый, слишком бедный, слишком настойчивый, чтобы ему поверить. И отец не верит ему. А она… Она верит.

Эта черно-белая лента – классическая женская мелодрама, НО. Есть множество вещей, на которые стоит обратить внимание. Во-первых, это игра актеров. Оливия Де Хэвилленд сначала показалась мне совершенно неуместной в этой роли, и только в конце фильма я поняла насколько она идеально подходит. Невзрачная, тусклая, серая в начале и по контрасту – острая, ожесточенная, невозмутимая, безжалостная, злая в конце. Негативная часть ее роли покоряет. Она почти ангел мести. Отлично сыграно! Во-вторых, главная интрига фильма – был ли главный герой честен или нет – не раскрыта. Режиссер оставляет решение за зрителем. Судить его поведение и поступки можно двояко, и самое классное, что до последней секунды нельзя вынести окончательный вердикт. И даже последние секунды ничего не решают, решать придется вам вамим. Блин, как же это классно! В смысле, мне очень понравился этот ход. Я ненавижу открытые финалы, это другое – это заведомо определенный взгляд. Этот человек может быть и злодеем и героем, 50 на 50. И кем вы воспримите его, зависит исключительно от вас! И мне нравится это одновременное состояние – злодей/герой. Возможность быть одновременно плохим и хорошим (грубо говоря). Это меня больше всего зацепило. Классно.

А еще – история несчастной любви под соусом мести.
Одиночество назло всем, как добровольный выбор. Если я не нужна ему, мне не нужен никто. Однозначно и предельно ясно.

И это потрясающее американское кино 40-х… Мне понравилось. Не смотря на всю эту женскую тематику, и почти жизнеутверждающий финал (?). Да. Отличное кино.

8 из 10.

2. «После любви» Франция, Швейцария, Бельгия, 2012. Реж. Жоаким Лафосс

Премии. Премия Магритт: Лучший фильм. Лучший режиссер (Жоаким Лафосс). Лучшая актриса (Эмили Декьенн). Лучший монтаж (Софи Веркрюиссе).
Номинации. Сезар: Лучший фильм на иностранном языке. Каннский кинофестиваль: Особый взгляд Каннского кинофестиваля. Европейская киноакадемия: Лучшая женская роль (Эмили Декьенн).


Мне невероятно трудно говорить об этом фильме.
Я не уверена, что о нем можно говорить.
Разве можно?
А что можно сказать о таком поступке? Тут можно только молчать. Точнее я могу только промолчать. Зажав рот рукой.

Есть темы, по умолчанию табуированные в нашем обществе. И речь не о сексе. Речь об ужасе… Это вещи настолько страшные, настолько недопустимые в любом обществе, при любом вероисповедании, что как не старайся объяснить их, оправдать – это будет невозможно. По определению. Но вот этот фильм – это попытка. И никто не будет оправдан. Никто не вынесет вердикт.  Последние минуты… когда в оцепенении смотришь на экран, когда не можешь поверить в увиденное, когда камера перемещается на улицу и слышен только голос по телефону, и надрывное – «я не смогла»… это один из самых страшных фильмов, что я видела…

9 из 10.

3. «1+1» Франция, 2011. Реж. Оливье Накаш, Эрик Толедано

Премии. Жорж: Лучшая зарубежная комедия. Лучшая зарубежная драма. Сезар: Лучший актер (Омар Си). Гойя: Лучший европейский фильм. Давид ди Донателло: Лучший европейский фильм.
Номинации. Сезар: Лучший фильм. Лучший актер (Франсуа Клюзе). Лучшая актриса второго плана (Анн Ле Ни). Лучший режиссер (Оливье Накаш, Эрик Толедано). Лучший сценарий. Лучшая работа оператора. Лучший звук. Лучший монтаж. Европейская киноакадемия: Лучший фильм. Лучшая мужская роль (Франсуа Клюзе, Омар Си). Лучшая работа сценариста (Оливье Накаш, Эрик Толедано). Приз зрительских симпатий. Британская академия: Лучший фильм на иностранном языке. Золотой глобус: Лучший фильм на иностранном языке. Чешский лев: Лучший иностранный фильм. Польская кинопремия "Орлы": Лучший европейский фильм.


Конечно, я много раз слышала о нем, но все откладывала просмотр, потому что была уверена, что все закончится плохо))) Ну, есть у меня непонятно откуда взявшаяся уверенность. Это из серии – как я в свое время упорно ждала, что Леонардо ди Каприо всплывет в Тинанике. И когда все вокруг меня глотали слезы, я невозмутимо говорила – да, сейчас он всплывет! Вот сейчас! Чего ревете-то! Так и здесь)))

Мы привыкли говорить о влиянии других в негативном ключе, но ведь есть и другое влияние. Ведь есть люди, которые оказались рядом в нужную минуту. Которые протянули нам руку именно тогда, когда нам это было нужно…  В момент острого, невыносимого одиночества, беспомощности и страха. В момент, когда стоишь на руинах прошлого и настоящего, и боишься думать о будущем. И как это важно – иметь возможность услышать слова поддержки…
Замечательное кино. Ценное напоминание о том, сколь много для нас значит дружба.

10 из 10.

4. «Ужин» США, 2017. Реж. Орен Муверман

Номинации. Берлинский кинофестиваль: Золотой Медведь.

Я когда-то читала книгу Коха, поэтому мне было очень интересно, что же представляет собой экранизация, громко заявившая о себе на Берлинском кинофестивале. И надо сказать, этот фильм безмерно удивил меня. С одной стороны, это хорошо. Потому что читая, мы невольно расставляем свои акценты и редко способны выйти за рамки этого видения. Только в споре, только познакомившись с чужой точкой зрения через критику или просто какую-то рецензию, есть шанс посмотреть на произведение другими глазами. И здесь я посмотрела на книгу совершенно другими глазами.  Мне порой казалось, я читала какой-то другой роман Коха «Ужин»))) Даже захотелось перечесть.

С другой стороны, многое из того, что мне понравилось в книге, что в свое время зацепило и тронуло, здесь было словно выхолощено, не замечено, даже убрано из сценария. Конечно, это право сценариста и режиссера, но для меня все это было важным. Финал (который в книге закрыт по сути, а в фильме открыт), то, каким образом нас подводят к трагедии… Личность рассказчика… Все это было … разбито.

У фильма Орена Мувермана невероятно низкий рейтинг. Возможно, этот фильм и правда плох. Но если вы читали книгу, он определенно будет интересен. Так что я не согласна с мнением большинства. Это не шедевр, но достойное кино. Мне понравилось.

7 из 10.

5. «Параноид парк» Франция, США, 2007. Реж. Гас Ван Сент

Премии. Каннский кинофестиваль: Юбилейный приз в честь 60-летия Каннского фестиваля.
Номинации. Каннский кинофестиваль: Золотая пальмовая ветвь.


Пожалуй, самый далекий от меня фильм. Арт-хаус версия лайт, но…. Но не мое. Снято, кстати, просто отлично. Музыка, ракурсы, стиль повествования. Кадры, когда главный герой занимается сексом, расстается с девушкой, идет по полю… Это маленькие шедевры. Но общая идея и философия…. Эта внутренняя изоляция… Я даже не хочу рассуждать о трагедии, о причинах и следствиях, у меня нет желания разгадывать эту головоломку… Но за общее впечатление, некую ауру тишины… За уход в себя… за все это я благодарна этому фильму.

В общем, дело вкуса. Для любителей качественного арт-хауса.

6 из 10.

Tags: голубой экран
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments