?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

КиноДекабрь. Часть 1.

Перефразируя Романа Полански можно сказать «Кино должно заставить зрителя забыть о том, что он смотрит кино». Примерно в таком ключе думаю я сейчас, глубокой ночью, не в силах уснуть после одного из шедевров как раз упомянутого Полански. Я настолько погрузилась в сюжет, что двухчасовой фильм пролетел для меня в считанные минуты, а после, просматривая рецензии и отзывы на эту бессмертную ленту, я наткнулась на фразу Полански… Любопытно, не правда ли? Здесь и перфекционизм (кино должно быть настолько хорошим, чтобы вы забыли о том, что это вымысел), и философия (кино как некая высшая константа, которая способна изменить ваши представления о бытии), и эстетика (кино есть высокое искусство, способное поглотить вас без остатка).

Нет, я, конечно, помню, что сегодня Рождество, но я атеистка и не отмечаю этот праздник. Именно поэтому вечер у меня прошел за просмотром «Ребенка Розмари», о котором я расскажу в КиноЯнваре. А пока первая порция КиноДекабря. В этом месяце я посмотрела 12 фильмов, среди которых есть знаковые и значимые лично для меня. Во-первых, я посмотрела афганскую ленту с субтитрами (я очень и очень редко смотрю что-то с субтитрами, тяжко мне дается такой способ восприятия фильма). Во-вторых, у меня получилось сходить в кино. И хотя это была глупая комедия, я получила такое огромное удовольствие, что буду эту комедию хвалить и нахваливать (вот что значит, ходить в кино раз в пол года!). Ну, а в-третьих, несколько фильмов в этом списке меня просто ошеломили… Настолько это были сильные вещи. Итак, первые 6 фильмов декабря. Сидни Поллак, Раду Михэйляну, Ксавье Долан, Алис Винокур и другие.

11. «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» США, 1969. Реж. Сидни Поллак

Премия: Оскар: Лучшая мужская роль второго плана (Гиг Янг). Золотой глобус: Лучшая мужская роль второго плана (Гиг Янг). Британская академия: Лучшая женская роль второго плана (Сюзанна Йорк).
Номинации. Оскар: Лучшая женская роль (Джейн Фонда). Лучшая женская роль второго плана (Сюзанна Йорк). Лучший режиссер (Сидни Поллак). Лучший адаптированный сценарий. Лучшие декорации. Лучшие костюмы. Лучший монтаж. Британская академия: Лучшая женская роль (Джейн Фонда). Лучшая мужская роль второго плана (Гиг Янг). Лучший сценарий. Лучший монтаж. Самый многообещающий дебют (Майкл Саразин). Золотой глобус: Лучшая женская роль (драма) (Джейн Фонда). Лучший фильм (драма). Лучшая мужская роль второго плана (Ред Баттонс). Лучшая женская роль второго плана (Сюзанна Йорк). Лучший режиссер (Сидни Поллак).


Итак. Что у нас сегодня в роли анестезии? Триллер, драма, биография, документальный фильм. Канны, Оскар, Сезар. Стандартный набор символов и знаков. Нет, я ищу не это. Я ищу фильм, который прямо сейчас выдернет меня из окружающей реальности, швырнет о землю, пропустит сквозь себя электрическим разрядом, обездвижит и заставит замереть, прислушиваясь к затихающей акустике флаттера чужих эмоций. Я хочу чувствовать. Я хочу жить.

Я искала что-то сотрясающее основы. И я нашла то, что искала.

Фильм Сидни Поллака ошеломил меня. История, которую можно вертеть в руках как кубик Рубика, пытаясь сложить калейдоскоп мыслей и выводов. «Наша жизнь борьба», «на что ты готов ради победы», «цена упорства», «преодоление себя», «что есть милосердие», «грань между жестокостью и состраданием», «сила воли, протест и безнадежность»… Этот список можно было бы продолжать еще долго, но главное… то, что пробирает до самых костей, будет единично. Сжатое до одной единственной фразы, которую вы выберите лично для себя… Для меня это сложилось в ёмкое «что будет, если ты сдашься»… И я бы никогда не подумала, что американский фильм, с вечной проблемой упрощения и обесценивания американского восприятия как такового, способен вызвать столь сильные чувства. Т.е. уже просто забыла, что американский фильм на такое способен. И игра актеров, конечно, сыграла свою роль. Молодая Джейн Фонда, доказывающая всему миру, что она не просто фотомодель, не просто дочь знаменитого отца, а что она тоже Актриса, добилась своего. Покорила, обезоружила, завоевала. Конечно, игры актеров было бы мало без талантливого режиссера, но тут мне почти не с чем сравнить, потому что к стыду своему, с фильмографией Синди Поллака я очень плохо знакома. Ведь не просто культовый режиссер, а символ целой эпохи. Легенда. А я вот такая темень… Только знакомлюсь с ним…

 Это отличный фильм. Но я не могу предугадать, готовы ли вы к нему. И не знаю, что именно вы прочтете в финале, какую фразу из кубика Рубика вы возьмете для себя… Поэтому я лишь выражу свое восхищение. Великолепный фильм.

10 из 10.

22. «Поезд жизни» Франция, 1998. Реж. Раду Михэйляну.

Премия. Венецианский кинофестиваль: Приз международной ассоциации кинокритиков - лучшая дебютная работа. Премия Anicaflash. Сандэнс: Приз зрительских симпатий (Программа «Мировое кино»). Давид ди Донателло: Лучший зарубежный фильм (Раду Михайляну).
Номинации. Сезар: Самый многообещающий актер (Лионель Абелански). Лучший адаптированный или оригинальный сценарий.


Фильмы о Второй Мировой войне и о холокосте меньше всего хочется смотреть в рождественские каникулы. Но этот фильм, может стать исключением. Потому что он наполнен юмором (в чисто еврейском духе с одной стороны, и совершенно интернациональном с другой), светом (веры и надежды), и кроме того, в нем нет ни единой сцены насилия. И о холокосте вам скажет лишь последний кадр, точнее фон... Это очень трогательная история  немного наивная, невинная, пронзительная своей хрупкостью, но в то же время, это история борьбы. Когда одна еврейская деревушка не пожелала ждать нацистов, а сама решила взять судьбу в свои руки и спасти себя. Они покупают поезд, рисуют на нем свастику, выбирают немецкоговорящих евреев, которые будут играть роль фашистов и пускаются в путь. К спасению или погибели.

Я не поставила этому фильму высшей оценки, потому что мне не понравилась сюжетная линия с цыганами. И какие-то моменты были для меня через чур идилличны, но в целом хорошая картина. Отличная работа режиссера, прекрасный актерский состав. Количество премий и номинаций  прекрасно это иллюстрирует. Рекомендую.

8 из 10.

3 3. «Воображаемая любовь», Канада, 2010. Реж. Ксавье Долан

Премия. Каннский кинофестиваль: Приз Regards Jeune. Международный кинофестиваль в Сиднее: главный приз.
Номинации. Сезар: Лучший фильм года на иностранном языке.


Это тот самый случай, когда хочется превратить динамику в статику и … даже не знаю. Повесить на стену, поставить на книжную полку перед глазами, взять в руки и рассмотреть в деталях. Потому что эта кинолента безупречна. Потому что работа режиссера и его игра гениальны (режиссер сыграл одну из главных ролей). И сам сюжет задевает за живое. Иллюзия отношений. Призрак любви. Намеки, которые на самом деле ничего не значат. Взгляды, которые ничего не стоят. Просто холодное любопытство. Просто желание развлечься, приятно провести время, мило пообщаться, можно даже обнять, можно даже поцеловать. Ничто похожее на что-то. И самое смешное/самое грустное – цена этой иллюзии. В фильме главные герои легко отделались, и мне очень понравился финал. С одной стороны внушающий надежду, низвергающий идола, и с другой стороны намекающий на то, что проблема не в том самом смазливом красавчике, предмете любви, а в тех, кто влюбляется, кто самозабвенно строит воздушные замки и продолжает на что-то надеяться…. Мда… Обязательно пересмотрю. Хотя бы даже ради потрясающе красивых кадров и фантастически удачно подобранной музыки. Не фильм, а лакомый кусочек (при условии, что вы не гомофоб).

10 из 10.

44. «Августина» Франция, 2012. Реж. Алис Винокур

Номинации. Сезар: Лучшая дебютная работа. Лучшие костюмы.

Когда я смотрела этот фильм, я думала о том, что именно за это я люблю французский кинематограф. Особая атмосфера, тонкость линий, отношений, взглядов. Это произведение искусство, даже трагичное, оставляет впечатление жемчужно-серого тумана. История о том, как почти сто пятьдесят лет назад лечили женскую шизофрению, как профессор Шарко (да, тот самый) верит, что может вылечить несчастных девушек и говорит о том, что подобных им раньше сжигали на костре, и он хочет спасти их от невежества, вылечить. Кадры, когда консилиум обсуждает больных, когда полным атриумам докторов демонстрируют припадок больной, как Шарко меняет методы – все они удивляют человека, который знаком с историей медицины постольку поскольку, без углублений. Да, в голове возник пугающий образ «Черной Венеры», но это другая история. Не такая жестокая.
Мне очень понравилось. Бурная смесь профессионального интереса, жажды жизни и сексуального напряжения. И болезни… Из-за которой раньше могли сжечь на костре.

9 из 10.

55. «Тор 2: Царство тьмы» США, 2013. Реж. Алан Тейлор

Номинации. Сатурн: Лучший актер второго плана (Том Хиддлстон). Лучшие костюмы. Лучшие спецэффекты. Лучшая экранизация комикса. Лучший грим.

Это трудно объяснить, но я в самом деле не могу даже двух слов связать, когда мне нужно написать о подобных фильмах. Во-первых, они выветриваются из головы уже через час после просмотра. Во-вторых, смысловая нагрузка у них меньше, чем на этикетке обезжиренного йогурта. В-третьих, тут больше смотришь на спецэффекты, а не на сюжет или игру актеров. Это вроде музыкального клипа, только растянутого на полтора часа… При чем ведь я не противник! Отнюдь, я в декабре так уставала на работе, что мне прямо как воздух нужны были подобные попкорновые  истории. Просто в памяти ничего не осталось. Хорошо, что оценки сразу после фильма ставлю. Раз «6» значит вполне себе хороший фильм, отвлечься от работы позволяет.

6 из 10.


66. «12 рождественских свиданий» США, 2011. Реж. Джеймс Хейман.

Не смотря на то, что эта комедия/мелодрама не далеко ушла от Тора, ее я запомнила гораздо лучше! Во-первых, потому что пока я смотрела эту рождественскую историю, упаковывала подарки на Новый год (а упаковывать мне нужно было много! целых 6 посылок в Омск, Омскую область, Москву и Мюнхен). Это удачное сочетание новогоднего настроения и новогоднего «занятия», помогло мне более или менее проникнуться фактом того, что до нового года осталось пару недель (именно тогда я и смотрела это кино). С новогодним настроением каждый год проблем все больше, его приходится создавать добровольно-принудительно, искать в каких-то фильмах, отлавливать в каких-то книгах, и пытаться пробудить, разглядывая красивые витрины и городские елки. В этом году к 31 декабря я была похожа на живой труп из «Обители зла», и даже не было сил украсить квартиру. Первый год не было у меня ни елки, ни гирлянд, ни снежинок на окнах. Так что спасибо режиссеру Хейману за дозу предновогоднего допинга.

А во-вторых, потому что этот фильм – реплика знаменитого «Дня сурка», который я очень и очень люблю (кстати, пересмотрела после нового года с огромным удовольствием). Конечно, это лишь история в духе, эдакая коспомополитоновская версия, или как если бы Риз Уизерспун из «Блондинки в розовом» решила сыграть в Дне сурка. Такая очень женская, очень розовая, зефирная, мармеладная история. Если дефицит глюкозы в крови (читай – хэппи эндов)– самое то. И кстати, если вы никак не можете пережить разрыв – фильм снят-таки для вас.

8 из 10.