?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Этвуд ОтродьеЧеловек испытывает грусть, когда прощается. Когда что-то теряет. Что-то невосполнимое, дорогое сердцу, близкое и важное. Но прощаться тяжело и больно, прощаться – значит ставить точку, значит отказаться от надежды, отрезать часть себя, как отрезают руку… Не всякий способен пережить эту боль. Поэтому некоторые отказываются прощаться. Они упрямо и настойчиво отказываются слышать чужое «нет», они наотрез отказываются принимать существующее положение. Они верят, что не все потеряно. Они продолжают на что-то надеяться. И говорят в пустоту «Привет! Как твои дела? Как прошел твой день?»…
И пустота им отвечает…
Главный герой романа Маргарет Этвуд долгие годы разговаривал с пустотой. Только это была не пустота. Это была его дочь. Нет, это не она заболела и умерла в три года, нет, она рядом с ним, она подрастает, она разговаривает с ним, она всегда рядом. Он входит в холодный дом, и говорит ей «Как прошел твой день?».

Я никогда не читала знаменитую «Бурю» Шекспира. Впрочем, мое знакомство с великим классиком, в принципе, нельзя назвать состоявшимся. Далекая школьная программа, смутные воспоминания, ворох клише, какие-то набившие оскомину фрагменты «Ромео и Джульеты»… Имена как символы. Загадочная история автора. Восхищение классиков. Поэтому роман Этвуд был для меня самоценен. Без контекста шекспировской «Бури», но предполагаю, что я получила бы гораздо большее удовольствие, прочтя сначала Шекспира, а потом уже эту современную постановку… Да, точно. Это как постановка в театре, новый взгляд на бессмертную классику. Традиции под соусом современных театральных приемов. Что ж… Вполне удачная постановка.

Этвуд рассказала историю о потери, о мести, творчестве, возмездии, справедливости, о любви и о жизни… Она рассказала ее легко и непринужденно, незаметно раскрывая перед читателем свою, интересную интерпретацию Шекспира, новые смыслы классической пьесы, новые образы старых героев, многозначность и неожиданные вариации на тему. И можно не любить классику, можно воротить нос от современной прозы, но поверьте, эта книга не оставит вас равнодушным. Хотя бы из-за Шекспира в речитативе. Это невероятно!!!

…Но он был дурак. С дурака мало спроса.
Не видел, что происходит у него под носом.

Сидит, носом в книги уткнется,
Его позовешь – даже не обернется.
Погрязает в своем учении,
А дела государственные в небрежении.

Я ему говорю: «Брат, ты проснись,
Ты тут, типа, герцог, вот и займись
Своими герцогскими делами,
Не сиди взаперти целыми днями.
Оденься приличней. Затей, что ли, войну.
Кто тут у нас главный босс, не пойму?»

Но он завис в своих книгах, типа, он крутой маг,
Палкой волшебной махал, как дурак.
И пока он свои заклинания пыхтел,
Я тихой сапой взял, что хотел.
Он сам виноват – сам толкнул меня на преступление.
Как устоять перед таким искушением?

Если тебе твое герцогство до фонаря,
Так отдай его брату. А брат – это я.
И пусть прослыву я коварным и злым,
Зато весь Милан будет моим...

Возможно, это покажется кощунством, но мне понравилось! И я думаю, что это главный крючок для большинства подростков, чтобы они прочли Шекспира. Хотя бы для того, чтобы узнать, а что же было дальше)))

Эта книга – современная проза. Эта книга – перепев классики, современная постановка с неожиданными, но очень органичными театральными приемами. Это спектакль. Это блеф. Это трагедия. И это книга о надежде. И я бы сказала со счастливым концом… Светлым, во всяком случае.

Этвуд верна себе. Она незаметно, настойчиво уводит за собой читателя, она держит внимание и раскрывает перед ним душу. И да… больше всего меня задело это общение главного героя с Мирандой, его дочерью, которая давно умерла, но которую он не в силах отпустить от себя…

Он так и не смог проститься… Она рядом с ним всегда. Он просыпается и говорит ей «Доброе утро». Он засыпает с мыслями о ней.
Прощаться нужно уметь…
Иначе, однажды, вы обнаружите, что разговариваете с пустотой.