?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вейс2В интервью с руководителем Высшей школы логотерапии Московского института психоанализа Светланой Штукаревой, я прочла интересную мысль «Познать смысл всей жизни мы не можем. Потому что до последнего вздоха мы в состоянии делать выбор и совершать поступки, которые этот смысл изменяют». На этом месте я остановилась и надолго задумалась. С одной стороны, вполне справедливо. Мы меняемся, меняется наше отношение к ближайшему окружению, наши приоритеты и ценности, которые, как оказывается, порой могут измениться даже за короткое время… И это значит, что сохранить «свой» смысл жизни как некую константу, законсервировать его раз и навсегда, невозможно. Он будет меняться вместе с нами. Но с другой стороны, есть вещи выше и значимее всего этого. Некое призвание, если хотите высшая цель, нечто, сильнее нас самих. Желание, которому подчиняется всё внутри, вся жизнь, все цели, и в конечном итоге, смысл жизни. Эта сила – Творчество. Я не великий писатель, не творец, я могу лишь прикоснуться к вдохновению и процессу созидания, но даже я понимаю, какая это несокрушимая мощь. Поэтому я не могу полностью согласиться с логотерапевтом. Есть люди, которые могут познать смысл всей своей жизни. Одним из таких людей был французский скульптор и художник Огюст Роден. У него был смысл всей жизни.

Конечно, легко бросаться такими фразами, когда читаешь о жизни человека, который уже давно закончил свой путь, был признан всем миром, оценен и заслуженно воздвигнут на пьедестал. Но книга Дэвида Вейса доказывает мою правоту. Это монументальное полотно жизни и творчества Огюста Родена доказывает, что с самого детства и до последнего вздоха этот человек жил ради одной цели, чтобы творить… Это не значит, что сам Роден был так в этом уверен. Кажется, вся его жизнь – сплошная полоса препятствий, чтобы следовать главному, ему приходилось преодолевать множество препятствий. Отсутствие денег, одобрения отца, невозможность купить краски, невозможность снять мастерскую, отказ от любви и семьи, осознанно и целенаправленно, год за годом отказ в поступлении в Академию, ремесленный труд, порицание, непонимание, осуждение… Горечь поражения. Смерть самого близкого человека, родной сестры. Неуверенность в собственных силах и одновременно упрямая вера в то, что творить нужно именно так, а не иначе. Но ведь даже сомневаясь, даже бросив все и уйдя в монастырь, смысл жизни Родена не менялся. Он жил, чтобы творить. Он продолжал идти к главной цели…

Об Огюсте Родене мне известно ровно столько, сколько дает стандартная школьная программа. Я могла назвать исключительно одну его скульптуру «Мыслителя», я знала эпоху в которую он жил, я встречала его имя в биографии Ван Гога. Я понимала кто он и откуда. И это было ничтожно мало. Книга Вейса погрузила меня в жизнь скульптора с головой. Это не просто художественная биография, это огромный, тяжеловесный, практически необъятный, широкомасштабный, эпический труд. Порой мне казалось, что эта огромная книга никогда не кончится. Вейс замахнулся на нечто большее, чем просто история. Он творил монумент. Некая аллюзия на самого Родена….

Я никогда раньше не читала Вейса и, честно говоря, меня несколько разочаровал его стиль. Он пишет вроде бы хорошо, и талантливо, и эмоционально, он не оставляет своего читателя равнодушным, но в то же время… он пишет скучно. В какой-то момент, к его темпу и стиль привыкаешь, и уже не можешь отделаться от мысли, что все это пустое… Что можно было бы выкинуть из книги целые главы, для того чтобы добиться некой объективной, удобоваримой версии…  Я не считаю себя в праве судить Вейса. Достаточно того, что благодаря ему я смогла познакомиться с Роденом по настоящему. Но прочесть книгу от корки до корки я не смогла. После первой половины я дочитывала по диагонали… Поэтому я не могу советовать этот роман вот так сразу и безоговорочно. Возможно, это книга не увлечет вас…

А я не жалею ни минуты потраченного времени. Такая сила и упорство вдохновляют. Даже поражения, даже неудачи Родена не вызывали безысходности и злобы, ведь я знала, чем все закончится…
Наверное, большинству из нас не дано иметь одну свою общую цель жизни. Но у кого-то она точно есть. И эти люди будут идти вперед не смотря ни на что. Ведя за собой других, вдохновляя своим примером и своей борьбой. Потому что смысл жизни, в конечном счете, нужен каждому из нас… Иначе, просыпаться по утрам будет незачем.

Comments

( 3 заявки — Оставить заявку )
mint_lavender
Nov. 22nd, 2017 07:43 pm (UTC)
Спасибо, интересная рецензия. По поводу первой части, мы знаем массу примеров творческих людей, которые так же не могли иначе, как ставить во главу своей жизни свое творчество: Пушкин, Довлатов, Ахматова, Бродский, Аркадий Райкин... тут сложно сказать они добились того, чего добились потому что шли за этим зовом или наоборот, я имею ввиду, не ясно, что первично, а что вторично, ты ли подчиняешь свою жизнь таланту или он тебя делает своим рабом, раз ты не можешь иначе.
neosonus
Nov. 24th, 2017 07:40 pm (UTC)
Спасибо за комментарий. Да, это на самом деле, интересно - что вторично, а что первично. Это так взаимозависимо и в то же время, хочется рационально объяснить, разграничить, выстроить некий путь, чтобы понять как человек смог добиться подобного. И вполне возможно, что поиски истоков, выбор первичного и вторичного не верен, потому что дело не в этом. А просто в общем векторе, движении вперед... Жизнь и талант как одно целое...
mint_lavender
Nov. 28th, 2017 04:50 am (UTC)
Пожалуйста.

Да, конечно, может и так, но все же нам кажется, что есть или должно быть в талантливом человеке нечто внутри, то, что им движет или его двигает. Это не исток, а источник, так, мне кажется, что сам человек это судьба, а не судьба правит человеком.
( 3 заявки — Оставить заявку )