?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

КиноОктябрь

 Недавно я натолкнулась на очень интересную статью, в которой рассказывалось о  теории «вчувствования» немецкого психолога и эстетика Теодора Липпса (обратите внимание на годы жизни! 1851-1914, представляете, более ста лет назад, а как глубоко и ёмко!). Согласно этой теории, мы получаем от художественного произведения исключительно общие импульсы, совершенно обезличенные и «пустые». И каждый конкретный человек в процессе восприятия произведения искусства превращает эти импульсы в собственные интимные переживания. «Наслаждение силой, богатством, широтой, интенсивностью собственной внутренней жизни, к которой побуждает произведение искусства, и является, по мнению Липпса, главным итогом художественного восприятия». Называется это «объектированное самонаслаждение». И так как я совсем недавно думала в похожем ключе, меня эта теория зацепила.

Одно дело, когда ты смотришь на восприятие со своей колокольни (объекта, на которого направлено воздействие субъекта – писателя). Другое, когда ты абстрагируешься и смотришь на художественное восприятие с точки зрения механизмов воздействия. Это как заглянуть под капот машины и разобраться, как работает мотор. Конечно, я максимально упростила смысл идей Липпса, но все же! Задумайтесь, каждый раз, когда вы открываете книгу, включаете фильм, поднимаете глаза на картину, вглядываетесь в фотографию или скульптуру, вы видите «нечто» пустое. Tabula rasa. И исключительно от вас зависит как эта гипотетическая чистая доска будет наполняться, оживать, развиваться, какой у нее будет цвет и запах, какие чувства вы проживете и как сможете понять! Не знаю, как вас, а меня эта мысль воодушевляет. Перспективы возможностей, горизонты восприятия. По-моему, это потрясающе!

В октябре я почти не смотрела кино, мало читала и много работала. Поэтому КиноОктябрь такой маленький. Четыре tabula rasa, которые ожили в моем восприятии)))

11. «Лагерь Иисуса» США, 2006. Реж. Хайди Юинг, Рэйчел Грэйди

Номинации. Оскар: Лучший документальный фильм.

Фанатизм привлекает внимание и порождает острое чувство протеста. Это не просто форма моральной деформации, это словно утрированное искажение действительности, настойчивое, не допускающее возражений, мнение. А какую реакцию вызывает человек, который заявляет вам в лоб «Я прав! А ты нет!!»? Не знаю, как у вас, а у меня это вызывает желание поспорить. Практически на уровне рефлекса)))

А тем более тема религии! А тем более, религиозное воспитание! Ооооо….. Я прямо не могла спокойно смотреть этот документальный фильм, я чуть ли не подпрыгивала от некоторых реплик! «Мы твердо верим в то, что есть два типа людей в этом мире – те, кто любит Иисуса и те, кто нет». А потом солидная дама объясняет, что второй тип – чуть ли не черти и дьяволы. Другими словами не достойные люди, да давайте уже говорить прямо – нелюди! Но, конечно, самое главное было не реплики взрослых людей, а то, во что они превращали детей. Их понимание мира и людей, абсолютно искренние переживания девочки, которая иногда грешит тем, что танцует в свое удовольствие (недопустимо!). Мальчик, который составляет проповедь. Девочка, которая пытается призвать к богу незнакомую женщину в боулинге. Публичная лекция, где дети переживают религиозные катарсис…. Фрагмент урока, на котором наука подается с религиозной точки зрения. Аааа…. Представьте себе агностика, атеиста и скептика в моем лице, который воспринимает религию исключительно как механизм психологического воздействия институтов власти и церкви на массы. Меня просто переворачивало от желания… нет, не спорить, а яростно, возмущенно, даже агрессивно отстаивать свою точку зрения. Другое дело, что это совершенно невозможно сделать, когда речь идет о фанатизме. Перед нами исключительная форма мировоззрения евангелистов, 25% населения США. Миллионы людей. Особое, консервативное миропонимание. И как же очевидно, как же выпукло, буквальна все та же связь с политикой! Средние века форева. Прошла тысяча лет. Найди десять отличий. Рррр…. Меня прямо распирает от желания выговориться)))) До сих пор.

Эту документалку стоит смотреть хотя бы для того, чтобы увидеть лица людей, которые реально превратили фанатизм в мировосприятие и миропонимание.

8 из 10.

22. «Альцест на велосипеде» Франция, 2013. Реж. Филипп Ле Гюэ

Номинации. Сезар: Лучший актер (Фабрис Лукини). Лучший сценарий.

Люблю французский кинематограф за некую особенную атмосферу. Где чувства и эмоции не горят синим пламенем, а тонкими линиями, флёр, этика и эстетика, наполняющие сам воздух, превращаются в подтекст. Полу улыбка, взгляд, смех, прикосновение, шорохи и запахи, небо, ветер, дождь, океан. Такие фильмы смотришь не за диалоги, не за прямые и очевидные смыслы, насыщенный сюжет или интригующее развитие событий, а именно за атмосферу.  Этот фильм именно такой. Если я перескажу вам завязку или дам аннотацию, вы вряд ли захотите его посмотреть. Ну, подумаешь два друга репетируют пьесу, ну, да, отношения, да столкновение дружбы и личных амбиций, чувств…. Понимаете, это совершенно не важно. Имеет значение замечательная игра актеров, погружение в мир французской провинции, ирония, разочарование, гордость, протест. Искусство и обесценивание его же. Этот фильм надо смотреть как картину. Восприятие чувств, а не буквальной информации.

8 из 10.

33. «Связь» США, Великобритания, 2013. Реж. Джеймс Уорд Биркит

Малобюджетный фильм с низким рейтингом и отсутствием каких-либо регалий. Обычно, я опасаюсь качать такие фильмы. Это как кот в мешке, никогда не знаешь, понравится или нет. Как-то я уже привыкла искать гарантии того, что не зря потрачу свое время. К счастью, в этот раз я не ошиблась в своем выборе. Отличное кино.

Представьте себе, что в эту минуту существует не одна и не две параллельных реальности, а множество. И в каждой из них есть вы, ваши друзья, вечер, ужин, есть те же самые проблемы, сомнения, страхи, но сотня вариантов как будут развиваться события. Ведь в самом деле, редко когда мы сводим выбор до двух вариантов, обычно их гораздо больше. Вот вам история о том, когда все эти варианты реализуются независимо друг от друга. А теперь представьте, что вы не хотите быть здесь. Вам не нравится та реальность в которой вы оказались. А значит, вы можете открыть дверь, сделать несколько шагов в темноте и заглянуть в другой мир. Как вам такой вариант? Вы готовы заплатить свою цену за такую возможность?

И да, здесь нет спецэффектов, графики, красивой картинки. Минимум действия, максимум диалогов. Камерная психологическая картина. Но вот эта идея, сам замысел режиссера и сценариста разожгли мою фантазию. Классно! Просто отлично.  Это своего рода арт-хаус. Пусть даже фильм таковым не считается.

9 из 10.

44. «Школа плоти» Франция, 1998. Реж. Бенуа Жако

Номинации. Сезар: Лучшая актриса (Изабель Юппер). Каннский кинофестиваль: Золотая пальмовая ветвь.

История о том, как любовь может превратиться в болезнь. Как происходит подмена понятий об уважении в отношениях, преданности и обмана, предательства. История о том, как ни унижение, ни измена не могут помешать любить… ждать любимого человека. Жаждать его… Это история о том, как можно избавиться от таких отношений. Перерубить узел. Поставить точку. Буквально отрезать от себя человека, который причиняет боль...

При всем этом фильм не мрачный, не безысходный, не тяжелый. Он снят так, что больная, ненормальная любовь превращается в нечто логичное. Ясно, что Она могла любить его только так. Ясно, что Он мог поступать только так, не иначе. Это что-то об эмоциональной зависимости. Что-то о бесконечной преданности. Что-то о каждом из нас. Потому что я не верю в "нормальную" любовь. Неужели это всегда здоровое, рациональное чувство? Ведь это всегда погружение в другого человека. Другое дело, что иногда это погружение заканчивается тем, что человек тонет и ему нужна помощь...  Главная героиня нашла в себе силы справиться самостоятельно. Она не утонула, хотя почти достигла дна…

8 из 10.

Comments

( 2 заявки — Оставить заявку )
mint_lavender
Nov. 1st, 2017 04:48 pm (UTC)
Заказала Coherence, в другой раз меня заинтересовал бы и «Школа плоти», тем более, что люблю эту актрису, но сейчас почему-то не в настроении.
neosonus
Nov. 1st, 2017 05:02 pm (UTC)
Очень хорошо понимаю про настроение. Сама по такому же принципу выбираю кино.
( 2 заявки — Оставить заявку )