?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Берберова

"Это было странное предложение руки и сердца. Собственно, сердце предложено не было. Антонине Ивановне предлагалось выйти замуж за человека, который ее не любил, откровенно говорил ей об этом, и никогда не обещал ей ее полюбить… он так и сказал ей: я не люблю вас и никогда не полюблю…"

Н. Н. Берберова "Чайковский"

Comments

( 22 заявки — Оставить заявку )
mint_lavender
Aug. 31st, 2017 03:03 pm (UTC)
Интересно?
neosonus
Aug. 31st, 2017 03:03 pm (UTC)
да:)
mint_lavender
Aug. 31st, 2017 03:59 pm (UTC)
Вот мне тоже так показалось и сразу захотелось прочесть. Язык какой прекрасный!
neosonus
Aug. 31st, 2017 06:10 pm (UTC)
А я если честно, язык даже не замечаю. Мне нравится как она о Чайковском рассказывает - без малейшего осуждения, с большим уважением и тактом, признавая и восхищаясь его талантом. Я тут попыталась заглянуть в Википедию, там не биография, а какая-то грязь. Акцент на личной жизни и всех грязных сплетнях и проч(((
mint_lavender
Aug. 31st, 2017 10:06 pm (UTC)
Какой красивый новый юзерпик!

Да, это надо уметь, но все же в этом есть мазахистическое, принять такое предложение.
neosonus
Sep. 1st, 2017 09:23 am (UTC)
Спасибо:) Я вижу у вас тоже новый) Очень красиво!

Даже не знаю, по поводу мазохизма. С одной стороны, да, очевидно, как можно принять. С другой стороны, столько вариантов... Для девушки может быть, замужество важнее взаимных чувств, или она может любить настолько сильно, что согласна на любые условия, лишь бы быть рядом, или есть надежда, что возможно он влюбится потом, т.е. буквально добиться любви... Или можно пережить ад, после которого это предложение покажется манной небесной.
mint_lavender
Sep. 1st, 2017 09:32 am (UTC)
Да, спасибо большое, это вы меня вдохновили пойти что-нибудь новое поискать:).

"...замужество важнее взаимных чувств, или она может любить настолько сильно, что согласна на любые условия, лишь бы быть рядом, или есть надежда, что возможно он влюбится потом, т.е. буквально добиться любви..." - это все тот же мазахизм, только в трех вариантах, это ж как надо себя не уважать и не любить, чтобы пойти на такое?! Полное отсутствие самоуважения.

"Или можно пережить ад, после которого это предложение покажется манной небесной" - такое бывает, конечно, но разве в этом случае в книге она бы об этом не рассказала?
neosonus
Sep. 1st, 2017 09:46 am (UTC)
у меня раз в год такое желание накрывает)) Любуюсь, выбираю, передумываю))

Три формы мазохизма... Хм, ну вот да - с одной стороны больно, но ведь с другой стороны получаешь нечто, компенсирует боль с лихвой, и еще с какой!! Любимого человека. Видеть его, слышать, говорить с ним... Мне кажется, это стоит того. А по поводу самоуважения. Боюсь, я вообще в корне не права, но мне кажется, что уважение актуально в дружбе, не знаю, в любых других отношениях. А в любви... Ну как это вообще? "Я тебя люблю и уважаю"? Или "я тебя не люблю и не уважаю"? Или "я тебя уважаю и не люблю"? Я не понимаю. Для меня это настолько коряво и по-дурацки звучит, что прямо слух режет. Потому что это параллельные прямые, одно не исключает другое. Я могу до безумия любить, видеть недостатки человека, подлость и низость (ну, т.е. как раз то, за что не уважают), но это не исключает моих чувств.

С другой стороны, мне кажется есть некий уровень любви к человеку, когда любая грязь (каких-то оскорблений, равнодушия и проч.) просто не пристает. Т.е. просто отлетает, потому что чувствуешь настолько сильно, что чувство собственного достоинства как бы в некой броне, не знаю как объяснить. Т.е. человек как бы защищен именно потому, что любит настолько сильно.

А про ад в книге, ну, так я в контексте книги сейчас не говорю. Ведь вы не читали, поэтому я просто на уровне цитаты рассуждаю. А вообще, жена Чайковского просто была старой девой, судя по всему, не слишком умна. Поверхностная девушка, которую это предложение полностью устраивало, она получала в мужа своего кумира.

mint_lavender
Sep. 1st, 2017 10:01 am (UTC)
"с одной стороны больно, но ведь с другой стороны получаешь нечто, компенсирует боль с лихвой, и еще с какой!! Любимого человека" - когда речь о ребенке, пожалуй, соглашусь, а когда о партнере, то извините, нет. Любить другого больше чем себя, любить и не уважать, "видеть недостатки человека, подлость и низость" и все равно любить - это уже не любовь, а болезнь. Отношения Толстых - это совершенно больные отношения, в которых оба глубоко несчастны, да и посмотрите, чем они кончились?!

Про жену Чайковского поняла, спасибо, да, так бывает.
neosonus
Sep. 1st, 2017 10:10 am (UTC)
Пыталась изменить комментарий, а оказывается, если на него уже ответили нельзя. Хотела добавить, что самоуважение не пострадает. Человек просто выше всего этого.

Болезнь... Болезнь подразумевает некую норму, от которой человек отклонился и соответственно "заболел", а кто сказал, что тут должна быть какая-то норма? Что такое "любить нормально"? Где такая шкала есть? То, что для вас болезнь, для меня реальный опыт. И я себя как-то не считаю больной)))) Не, ну я, конечно, субъективна! Себя же всегда любишь настолько, что любые собственные ошибки, странности и проч. готов объяснять и оправдывать до бесконечности.

Надеюсь, это факт про жену не заставит вас передумать, потому что это все лишь эпизод. В контексте жизни, и в контексте повествования. А книга хорошая.

Edited at 2017-09-01 01:11 pm (UTC)
mint_lavender
Sep. 1st, 2017 10:41 am (UTC)
Отредактированный тоже дошел.

Нет, конечно, книга заинтересовала и очень хочется прочесть. Спасибо вам, что делитесь, надеюсь, что с началом учебного года надолго не пропадете.
neosonus
Sep. 1st, 2017 02:12 pm (UTC)
Как странно, что отредактированный ответ пришел, но не опубликовался! Я там как раз пару ошибок исправила, как приличная))) Жаль, что не смогла исправить тут.

Не за что!) Как показывает практика, читать я успеваю, а вот писать нет, слишком много работы. Завтра вот 6 уроков сразу, сижу сейчас готовлюсь) В общем, писать буду редко.

neosonus
Sep. 1st, 2017 10:13 am (UTC)
Слушайте, спасибо вам за комментарии! Столько теперь мыслей в голове о любви-болезни! Обязательно где-нибудь в ближайшей рецензии выльется. Прямо хочется порассуждать на эту тему, повертеть ее как кубик Рубика с разных сторон.
mint_lavender
Sep. 1st, 2017 10:40 am (UTC)
Очень рада, пожалуйста!

Любовь-болезнь бывает разной, вот отношения Грегория и Аксиньи (герои романа "Тихий Дон") тоже больные, но они как бы равноправные, это не "больная" болезнь, а любовь-страсть, просто от того, что ничего другого в их жизни хорошего не было. А вот любовь Софии Андреевны к Льву Николаевичу, на мой взгляд, не была нормальной, это была жертвенная любовь и от нее страдали оба. Но, конечно, я тоже субъективна, шкала эта в моей голове:).
neosonus
Sep. 1st, 2017 02:17 pm (UTC)
Вот, кстати, ни за что бы не назвала отношения Григория и Аксиньи больными! Как интересно вы пример привели! Для меня тоже это именно любовь-страсть, а не любовь-болезнь. Но в чем же больные? В том, что оба понимали свой грех?

Про Толстых, я тут вообще не берусь судить. Пока я только одну сторону выслушала, очень эмоциональную и нервную, очень пристрастную. Да, судя по дневникам С.А. любовь жертвенная, но пока я не понимаю, как это воспринималось Толстым. Согласитесь, в отношениях не может быть жертвы, если нет тирана. Одно без другого не существует. Надо, чтобы кто-то позволял жертвовать, принимал жертву любви или чего-то иного.
mint_lavender
Sep. 1st, 2017 04:35 pm (UTC)
Мне представляются здоровыми отношения спокойного, ясного, даже прозрачного, я бы сказала, партнерства. Когда ты в человеке уверен, когда все предсказуемо, когда тебя любят не за что-то, а потому что, безусловной любовью. А эти страдали, сохли друг без друга, себя мучали, всех вокруг, что же тут здорового?

А Толстой был тиран, конечно, это он ее такой сделал.
robin_fr_fr
Sep. 4th, 2017 05:04 am (UTC)
Пожалуй тоже пойду почитаю. Интересно...
neosonus
Sep. 14th, 2017 01:42 am (UTC)
Надеюсь, вам понравится)
robin_fr_fr
Sep. 14th, 2017 02:58 am (UTC)
Скорее всего, понравится:)
robin_fr_fr
Sep. 4th, 2017 05:05 am (UTC)
И да, у Вас очень интересный блог:)
neosonus
Sep. 14th, 2017 01:42 am (UTC)
Спасибо! Мое запоздавшее - Добро пожаловать!
robin_fr_fr
Sep. 14th, 2017 02:57 am (UTC)
Спасибо:)
( 22 заявки — Оставить заявку )