?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Манро Беглянка Беглянка. Случай. Скоро. Молчание. Страсть. Прегрешения. Уловки. Способности.

Много лет назад я читала швейцарскую писательницу Аготу Кристоф и ее знаменитую «Толстую тетрадь» . Тогда в книге меня поразил один момент – когда главные герои «закаляли свой дух», они избавлялись от душевной боли очень своеобразным способом – они раз за разом повторяли друг другу слова, которые могли ранить их. Будь то оскорбления, обидные прозвища или горькие воспоминания о любви матери. «От долгого повторения слова постепенно теряют свой смысл, и боль, которую они несут в себе, стихает». Совсем недавно я натолкнулась на любопытную статью Ксении Аляевой «Как поддержать в горе или кризисе другого человека?», где речь шла о том, что человеку в кризисе необходимо говорить о травмирующем событии, обсуждать, вспоминать его с разных ракурсов. «Человек в горевании или кризисе может по-несколько раз пересказывать одно и то же событие, одни и те же мысли». Чтобы прожить горе нужно его пережить, прочувствовать эти эмоции до самого дна.
Сборник рассказов Элис Манро «Беглянка» был для меня воплощением этих идей. Высказанные в разное время, совершенно разными людьми, они нашли отражение в жутких, пугающих, порой страшных рассказах канадской писательницы.

Попытка сбежать от мужа. Злобная месть за эту попытку. Последняя встреча с матерью незадолго до ее смерти. Хлам ревности, религиозных споров, недоверия к чужому человеку в родном доме, и среди всего этого – последние дни рядом с родителями. Долгие годы молчания единственной и горячо любимой дочери. Чувство вины пышным цветом. Последние часы перед чужим самоубийством. Момент, когда готов бросить всю свою жизнь к ногам чужого человека. Острое чувство одиночества и ненужности, когда вдруг ставится вопрос о том, а в самом ли деле это твоя семья? Потеря любви из-за глупого стечения обстоятельств, и мучительное, растянувшееся на долгие годы страдание. И последняя история, едва ли не самая пугающая, история девушки с необычными способностями, умеющей «находить потерянные вещи». Неожиданная свадьба, заманчивые перспективы и совершенно чудовищный, поражающий своей жестокостью финал. Предательство вместо точки.

Я закрыла последнюю страницу этой книги и попыталась понять, отчего мне так тревожно… В который раз Элис Манро поднимает скрытые страхи, заостряет внимание на табуированных темах, увеличивает интенсивность страха через погружение в почти не реальные условия совпадений, уловок, стечения обстоятельств. Эту книгу почти невозможно читать равнодушно. Это не ужасы, не хоррор, не триллер и не психологическая драма. Это страшно читать, именно потому что это так правдиво. Потому что первое, что приходит в голову мнительным людям, таким как я, худший вариант развития событий, и вот здесь как раз он будет единственным.

Элис Манро заставляет своих читателей проговаривать свои страхи вслух, возвращаться к ним снова и снова, она настойчиво вырывает нас из благополучного дня сегодняшнего и погружает в ожившие кошмары ночи. Возможно, это жестоко, возможно, это бесполезно, но уж точно не бессмысленно. Погружаясь в ее книгу, проживая эти негативные эмоции, неизбежно включаешься в них. Мне кажется, это почти вакцина. Прочтя книгу, пропустив сквозь себя чужую тревогу, ты получаешь прививку от страха, переносишь «болезнь» в легкой форме.

Можно повторять болезненные слова вслух снова и снова, пока они не потеряют значение. Можно проговаривать болезненную ситуацию вновь и вновь, пока не проживешь ее внутренне до самого конца. А еще можно смоделировать некую худшую ситуацию развития событий, погрузиться в этот вымышленный мир и получить здоровую дозу боли и разочарования. Можно… Нужно? А как вы сами думаете?

Comments

neosonus
Jul. 30th, 2017 08:57 am (UTC)
Любопытно ты заметила о том, что Манро сама себя обманывает)) Интересно! Да, в том рассказе я тоже ждала историю о первой любви. И кстати, до последнего верила, что вот-вот, сейчас начнется. А еще меня прямо убивают умалчивания... Я вот допустим, поверить не могу что между ними ничего не было... Т.е. вот после того, как они уже купили алкоголь, и до того, как он ее высадил. Ну как так! Либо я слишком испорчена. Либо это ну... не знаю. Просто какая-то кармическая связь. Опять же напрашивается противоречие - в этом случае, после всей истории, после ее реакции, необъяснимо зачем она приехала туда спустя годы. Не логично. С этим домом у нее не было ассоциации с ним. Скорее уж поехать туда, где они были вместе... Короче, подбешивает меня это немного)))

А про первый рассказ - да, пожалуй это больше отношения жертвы и хозяина... Не знаю. Или ведомого и лидера. Или безысходность и чувство собственника. Или слабость и жестокость. Много вариантов.

Про то, что забывается - отлично понимаю. Я допустим уже слабо помню рассказы из первого прочитанного ее сборника. Только благодаря рецензии что-то в голове осталось...
bukogolik
Jul. 30th, 2017 12:01 pm (UTC)
Не саму себя, читателя :)
Про умалчивания - у меня когда как, чаще нравится. Вот в последнем сборнике, который я читала, "Слишком много счастья", был рассказ, где я до конца не уверена, что же там на самом деле произошло :)) И в общем занятно, что можно воспринимать его по-разному. Разве плохо, что тебе оставили простор для фантазии? :) Мне кажется, что напротив, ее возвращение довольно логично. По идее, как раз после этого ее жизнь прилично изменилась.

Да там много всего. Клара главным образом замуж-то тоже сбежала, а не вышла, отсюда и все ее проблемы.

Дада, совершенно аналогично, что жаль, многие ее рассказы хочется запомнить и обсудить.