?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Манро Беглянка Беглянка. Случай. Скоро. Молчание. Страсть. Прегрешения. Уловки. Способности.

Много лет назад я читала швейцарскую писательницу Аготу Кристоф и ее знаменитую «Толстую тетрадь» . Тогда в книге меня поразил один момент – когда главные герои «закаляли свой дух», они избавлялись от душевной боли очень своеобразным способом – они раз за разом повторяли друг другу слова, которые могли ранить их. Будь то оскорбления, обидные прозвища или горькие воспоминания о любви матери. «От долгого повторения слова постепенно теряют свой смысл, и боль, которую они несут в себе, стихает». Совсем недавно я натолкнулась на любопытную статью Ксении Аляевой «Как поддержать в горе или кризисе другого человека?», где речь шла о том, что человеку в кризисе необходимо говорить о травмирующем событии, обсуждать, вспоминать его с разных ракурсов. «Человек в горевании или кризисе может по-несколько раз пересказывать одно и то же событие, одни и те же мысли». Чтобы прожить горе нужно его пережить, прочувствовать эти эмоции до самого дна.
Сборник рассказов Элис Манро «Беглянка» был для меня воплощением этих идей. Высказанные в разное время, совершенно разными людьми, они нашли отражение в жутких, пугающих, порой страшных рассказах канадской писательницы.

Попытка сбежать от мужа. Злобная месть за эту попытку. Последняя встреча с матерью незадолго до ее смерти. Хлам ревности, религиозных споров, недоверия к чужому человеку в родном доме, и среди всего этого – последние дни рядом с родителями. Долгие годы молчания единственной и горячо любимой дочери. Чувство вины пышным цветом. Последние часы перед чужим самоубийством. Момент, когда готов бросить всю свою жизнь к ногам чужого человека. Острое чувство одиночества и ненужности, когда вдруг ставится вопрос о том, а в самом ли деле это твоя семья? Потеря любви из-за глупого стечения обстоятельств, и мучительное, растянувшееся на долгие годы страдание. И последняя история, едва ли не самая пугающая, история девушки с необычными способностями, умеющей «находить потерянные вещи». Неожиданная свадьба, заманчивые перспективы и совершенно чудовищный, поражающий своей жестокостью финал. Предательство вместо точки.

Я закрыла последнюю страницу этой книги и попыталась понять, отчего мне так тревожно… В который раз Элис Манро поднимает скрытые страхи, заостряет внимание на табуированных темах, увеличивает интенсивность страха через погружение в почти не реальные условия совпадений, уловок, стечения обстоятельств. Эту книгу почти невозможно читать равнодушно. Это не ужасы, не хоррор, не триллер и не психологическая драма. Это страшно читать, именно потому что это так правдиво. Потому что первое, что приходит в голову мнительным людям, таким как я, худший вариант развития событий, и вот здесь как раз он будет единственным.

Элис Манро заставляет своих читателей проговаривать свои страхи вслух, возвращаться к ним снова и снова, она настойчиво вырывает нас из благополучного дня сегодняшнего и погружает в ожившие кошмары ночи. Возможно, это жестоко, возможно, это бесполезно, но уж точно не бессмысленно. Погружаясь в ее книгу, проживая эти негативные эмоции, неизбежно включаешься в них. Мне кажется, это почти вакцина. Прочтя книгу, пропустив сквозь себя чужую тревогу, ты получаешь прививку от страха, переносишь «болезнь» в легкой форме.

Можно повторять болезненные слова вслух снова и снова, пока они не потеряют значение. Можно проговаривать болезненную ситуацию вновь и вновь, пока не проживешь ее внутренне до самого конца. А еще можно смоделировать некую худшую ситуацию развития событий, погрузиться в этот вымышленный мир и получить здоровую дозу боли и разочарования. Можно… Нужно? А как вы сами думаете?

Comments

mint_lavender
Jul. 29th, 2017 03:15 pm (UTC)
У Вас очень интересное предположение, но я бы предположила, что она таким образом сама свои страхи прорабатывает, но мне это точно не подходит.

"рационализация обесценивает эмоции" - да, наверное, согласна, похоже на правду.