?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Манро Беглянка Беглянка. Случай. Скоро. Молчание. Страсть. Прегрешения. Уловки. Способности.

Много лет назад я читала швейцарскую писательницу Аготу Кристоф и ее знаменитую «Толстую тетрадь» . Тогда в книге меня поразил один момент – когда главные герои «закаляли свой дух», они избавлялись от душевной боли очень своеобразным способом – они раз за разом повторяли друг другу слова, которые могли ранить их. Будь то оскорбления, обидные прозвища или горькие воспоминания о любви матери. «От долгого повторения слова постепенно теряют свой смысл, и боль, которую они несут в себе, стихает». Совсем недавно я натолкнулась на любопытную статью Ксении Аляевой «Как поддержать в горе или кризисе другого человека?», где речь шла о том, что человеку в кризисе необходимо говорить о травмирующем событии, обсуждать, вспоминать его с разных ракурсов. «Человек в горевании или кризисе может по-несколько раз пересказывать одно и то же событие, одни и те же мысли». Чтобы прожить горе нужно его пережить, прочувствовать эти эмоции до самого дна.
Сборник рассказов Элис Манро «Беглянка» был для меня воплощением этих идей. Высказанные в разное время, совершенно разными людьми, они нашли отражение в жутких, пугающих, порой страшных рассказах канадской писательницы.

Попытка сбежать от мужа. Злобная месть за эту попытку. Последняя встреча с матерью незадолго до ее смерти. Хлам ревности, религиозных споров, недоверия к чужому человеку в родном доме, и среди всего этого – последние дни рядом с родителями. Долгие годы молчания единственной и горячо любимой дочери. Чувство вины пышным цветом. Последние часы перед чужим самоубийством. Момент, когда готов бросить всю свою жизнь к ногам чужого человека. Острое чувство одиночества и ненужности, когда вдруг ставится вопрос о том, а в самом ли деле это твоя семья? Потеря любви из-за глупого стечения обстоятельств, и мучительное, растянувшееся на долгие годы страдание. И последняя история, едва ли не самая пугающая, история девушки с необычными способностями, умеющей «находить потерянные вещи». Неожиданная свадьба, заманчивые перспективы и совершенно чудовищный, поражающий своей жестокостью финал. Предательство вместо точки.

Я закрыла последнюю страницу этой книги и попыталась понять, отчего мне так тревожно… В который раз Элис Манро поднимает скрытые страхи, заостряет внимание на табуированных темах, увеличивает интенсивность страха через погружение в почти не реальные условия совпадений, уловок, стечения обстоятельств. Эту книгу почти невозможно читать равнодушно. Это не ужасы, не хоррор, не триллер и не психологическая драма. Это страшно читать, именно потому что это так правдиво. Потому что первое, что приходит в голову мнительным людям, таким как я, худший вариант развития событий, и вот здесь как раз он будет единственным.

Элис Манро заставляет своих читателей проговаривать свои страхи вслух, возвращаться к ним снова и снова, она настойчиво вырывает нас из благополучного дня сегодняшнего и погружает в ожившие кошмары ночи. Возможно, это жестоко, возможно, это бесполезно, но уж точно не бессмысленно. Погружаясь в ее книгу, проживая эти негативные эмоции, неизбежно включаешься в них. Мне кажется, это почти вакцина. Прочтя книгу, пропустив сквозь себя чужую тревогу, ты получаешь прививку от страха, переносишь «болезнь» в легкой форме.

Можно повторять болезненные слова вслух снова и снова, пока они не потеряют значение. Можно проговаривать болезненную ситуацию вновь и вновь, пока не проживешь ее внутренне до самого конца. А еще можно смоделировать некую худшую ситуацию развития событий, погрузиться в этот вымышленный мир и получить здоровую дозу боли и разочарования. Можно… Нужно? А как вы сами думаете?

Comments

( 13 заявки — Оставить заявку )
mishyna_unuka
Jul. 28th, 2017 04:51 pm (UTC)
У меня под настроение: есть моменты, когда я готова и хочу "погрузиться и получить", но чаще - когда понимаю, что не смогу читать, представлять и сопереживать, когда на это просто не хватает душевных сил.
neosonus
Jul. 28th, 2017 04:54 pm (UTC)
Это вот к вопросу о том, что хорошо не знать о чем книга)) Я понятия не имела, поэтому взялась читать с легким сердцем.

А вообще, это ведь я так восприняла. Это у меня сейчас так мозг устроен, что все пропускает через фильтр личных проблем (хотя кого я обманываю, когда было по другому))). В общем, далеко не факт, что вы воспримите эту книгу так же.

Я тут подумала, что даже не знаю, как вас зовут... Мне очень стыдно, но я не знаю, как обращаться.
mishyna_unuka
Jul. 28th, 2017 05:02 pm (UTC)
Думаю, человек так устроен: всё пропускает через свой личный опыт или ищет ответы на возникающие вопросы.

Я Оля. Можно на ты :)
neosonus
Jul. 28th, 2017 05:08 pm (UTC)
О, на Оль мне очень везет))) Сколько жизнь меня не сталкивала с Олями, все были замечательными и хорошими людьми, и со многими завязалась крепкая дружба. И надо заметить, всех объединял сильный характер. Восхищаюсь! Очень приятно, будем на ты:)

Да, конечно, пропускает. И душевные силы как раз нужны, чтобы воспринять ту или иную информацию. Я очень много думаю о всяких таких штуках этим летом, и понимаю, что я слышала/читала/мне говорили то или это много раз, но я видимо в тот момент была просто не готова воспринять. Это как выборочная глухота, когда слышишь и видишь только то, что тебе сейчас нужно. Типа, что хочешь услышать. Может это признак ограниченности?
mishyna_unuka
Jul. 29th, 2017 08:15 am (UTC)
Просто в определённый период это было очень популярное имя :) В начальных классах у наз из 4 девочек 3 были Олями. И в университете в группе Оль более чем хватало.

"Признак ограниченности?" - не думаю. Просто мы в первую очередь "считываем" актуальную для нас информацию. Именно в этот момент и именно для нас. Ведь без этого, как мне кажется, нельзя было бы при перечитывании тех или иных произведений открывать для себя что-то новое. Или не открывать :)
mint_lavender
Jul. 29th, 2017 12:17 am (UTC)
Не знаю. Если с первым параграфом я согласна, боль после потери близкого ив самом деле легче переживать вслух, проговаривая, вспроминая, повторяясь и снова пересматривая воспоминания и ситуации, то как вакцину переживать не прожитую боль.. не знаю. Думаю, что от человека и его индивидуальной психики зависит. Кому-то требуется большая доля тревожности, другого она просто сломает.
neosonus
Jul. 29th, 2017 04:37 am (UTC)
Да я тоже не знаю. По большей части это предположение... Просто я прочла у Манро уже три сборника, где она целенаправленно акцентирует внимание на страхах, боли и проч. Такие вещи довольно эмоциональные, и я пытаюсь как-то рационально объяснить для себя зачем такие книги нужны. Хотя, в той же статье у Аляевой прочла мысль, что рационализация обесценивает эмоции, так что я скорее всего не права, не нужно ничего объяснять. Просто читать, просто чувствовать...
Про долю тревожности полностью согласна, все зависит о того, готовы мы для нее или нет.
mint_lavender
Jul. 29th, 2017 12:15 pm (UTC)
У Вас очень интересное предположение, но я бы предположила, что она таким образом сама свои страхи прорабатывает, но мне это точно не подходит.

"рационализация обесценивает эмоции" - да, наверное, согласна, похоже на правду.
bukogolik
Jul. 29th, 2017 11:50 am (UTC)
Про проговаривание травмирующих событий я согласна, но у меня как-то по-другому сборник прочитался :) Вот этой мысли про худший вариант развития событий и погружения в чужую боль не возникло.
neosonus
Jul. 29th, 2017 12:14 pm (UTC)
вооот - это опять из серии " у кого, что болит":)

Но ведь это есть! Я не о том, что ты прочла по-другому, я вообще. Ведь допустим, в первом же рассказе попытка сбежать от нелюбимого (хотя это тоже спорно в рассказе, ну да ладно, не о том речь) мужа, заканчивается такой жестокостью по отношению к ее любимице... Т.е. я могла допустить, что он сорвется на ней, что он сорвется на соседке, но на несчастном животном... Ведь это ужасно. Или допустим последний рассказ. Меня прямо убило как оба говорили "Он уже мертв. Я знаю", "Она умерла". И эта жестокость, это отношение к друг другу... уверенность даже... не знаю, этот рассказ, вообще, был для меня самым тяжелым...
bukogolik
Jul. 29th, 2017 05:12 pm (UTC)
Так ведь каждый всегда это и выччитывает первым делом :)))

Знаешь, вот за что не люблю рассказы, потом и сами сюжеты относительно быстро забываются, и названия ни черта не говорят :)) Это там конечно тоже есть, но я про это не думала, когда читала. Меня больше занимало само построение рассказа и как Манро местами ловко и совершенно неожиданно обманывает тебя. Как в рассказе, где женщина возвращается спустя годы в место, где работала совсем молоденькой, и ты ждешь рассказа о первой любви, а ни черта :))
Вот как раз в первом рассказе я этого ждала, честно говоря. Мужа, мне кажется, вообще нельзя рассматривать в терминах любимый-нелюбимый, у них все отношения слишком на другом построены.
neosonus
Jul. 30th, 2017 05:57 am (UTC)
Любопытно ты заметила о том, что Манро сама себя обманывает)) Интересно! Да, в том рассказе я тоже ждала историю о первой любви. И кстати, до последнего верила, что вот-вот, сейчас начнется. А еще меня прямо убивают умалчивания... Я вот допустим, поверить не могу что между ними ничего не было... Т.е. вот после того, как они уже купили алкоголь, и до того, как он ее высадил. Ну как так! Либо я слишком испорчена. Либо это ну... не знаю. Просто какая-то кармическая связь. Опять же напрашивается противоречие - в этом случае, после всей истории, после ее реакции, необъяснимо зачем она приехала туда спустя годы. Не логично. С этим домом у нее не было ассоциации с ним. Скорее уж поехать туда, где они были вместе... Короче, подбешивает меня это немного)))

А про первый рассказ - да, пожалуй это больше отношения жертвы и хозяина... Не знаю. Или ведомого и лидера. Или безысходность и чувство собственника. Или слабость и жестокость. Много вариантов.

Про то, что забывается - отлично понимаю. Я допустим уже слабо помню рассказы из первого прочитанного ее сборника. Только благодаря рецензии что-то в голове осталось...
bukogolik
Jul. 30th, 2017 09:01 am (UTC)
Не саму себя, читателя :)
Про умалчивания - у меня когда как, чаще нравится. Вот в последнем сборнике, который я читала, "Слишком много счастья", был рассказ, где я до конца не уверена, что же там на самом деле произошло :)) И в общем занятно, что можно воспринимать его по-разному. Разве плохо, что тебе оставили простор для фантазии? :) Мне кажется, что напротив, ее возвращение довольно логично. По идее, как раз после этого ее жизнь прилично изменилась.

Да там много всего. Клара главным образом замуж-то тоже сбежала, а не вышла, отсюда и все ее проблемы.

Дада, совершенно аналогично, что жаль, многие ее рассказы хочется запомнить и обсудить.
( 13 заявки — Оставить заявку )