NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Categories:

Зигмунт Милошевский «Доля правды»

Милошевский
… а я опять читаю детективы. Тебе смешно? Не смейся! Я ведь даже не знала, что это детектив. Аннотация ввела меня в заблуждение, и я отчего-то решила, что это современная польская проза, что это моя любимая еврейская тема и что, возможно, я столкнусь с чем-то а-ля «Маятник Фуко» Умберто Эко. Из всего этого правдой оказалась только «современная польская проза», вот так и получилось, что я опять читаю детективы. Ну, да, конечно, это не «Таинственная история Билли Миллигана» (и когда уже у меня руки дойдут до нее), но в целом мне очень понравилось! И столько мыслей в голове…

Я вот думаю, а что если мы читаем детективы потому, что в упорядоченной и расписанной жизни нам нужна неуправляемость? Да, я слышала теорию о том, что причина успеха книжек-ужастиков, фантастики и тому подобного в том, что человек получает выброс адреналина, находясь в безопасности, и таким образом, компенсирует древние природные инстинкты. Некий суррогат опасности, подстёгивающий работу эндокринной системы. Отчасти эта теория и о детективах. Но я сейчас немного о другом. Что если человек берет в руки детектив, потому что хочет попасть в некую ситуацию, в которой будет отсутствовать контроль?  Ведь социальные рамки загоняют человека в некое упорядоченное, ограниченное, огороженное моралью и прочими заповедями пространство. Порядочный гражданин отлично знает, чего от него ждут, какой путь считается правильным, а какой нет, какая профессия поможет самореализации, как можно достигнуть счастья в личной жизни и проч… Тысяча готовых рецептов, даже если кажется, что ты изобретаешь, что-то новое, по факту  лишь комбинируешь из уже имеющегося. А книги – прямое отражение этой системы. Определенные сценарии, определенные эмоции, если задуматься, то даже определенная реакция (на поступки и идеи главных героев). А в детективах читатель на какое-то время оказывается вне этого контроля. Т.е., социальные нормы уже заранее точно будут нарушены, и появляется любопытство – кто их нарушит? Почему? Зачем? Тогда получается, что хороший детектив – такой, в котором я почувствую, что не могу управлять ситуацией – не пойму кто убийца, не пойму мотивы, не смогу однозначно указать меру вины. И, наверное, отсюда следует, что хороший детектив закончится возвратом к этому контролю. Типа «все будет хорошо»))) Интересно, правда?

Когда я читала эту книжку, меня зацепил одна ее особенность. Автор очень много пишет о польском менталитете. Вот даже удивительно встретить такое в беллетристике (впрочем, может я ошибаюсь по этому поводу? Может это не совсем беллетристика? Но, знаешь, очень похоже). Так вот. Он в каждой главе, почти в каждом диалоге вставляет ремарки о том, какие они – поляки. И образ, надо сказать, далеко не радужный. По окончанию книги можно сделать много не самых приятных выводов. Поляки избегают говорить о проблемах, закрывают на них глаза и заметают проблемы «под ковер», поляки суеверны, патриоты с большой долей антисемитизма, мнительны, пассивны и проч. проч. проч. Я даже не могу припомнить всего. Я с одной стороны понимаю, что автор как поляк имеет право критично высказываться о своем народе, но с другой стороны, сама я, хоть убей, не могу принять такого подхода. Потому что должен быть достойный противовес подобной критике, чтобы не уйти в полное отрицание и негатив. А тут противовес слабый… Людей, которые бы понимали все недостатки Польши и, не смотря на это, любили ее, в книге буквально три. Я считала. Мне стало грустно от этого. Я не верю, что в Польше все так плохо.

А еще, я хотела рассказать тебе, что главный герой всю книгу тяжело переживает развод, и на фоне расследования, пытается устроить личную жизнь. Надо заметить, он ее очень своеобразно устроил. Не хочу оставлять спойлеров, поэтому имя не назову, но сам факт – он влюбляется в замужнюю женщину! Очень странный сюжетный ход для последних страниц. Хотя, я так понимаю, Милошевский пишет серию книг об этом герое. Это нам тут, в России, не повезло, что всего одна эта книга переведена. Кстати, еще одна странность – из середины серии выбрали. Не начало, не конец, а просто тупо середина серии. Это, наверное, потому, что про поляков много. Я прочла, что книга издана при поддержке Польского культурного центра в Москве. Значит, выбирали по принципу «что-нибудь такое польское-польское» и чтобы современное, и чтобы знаменитое (а Милошевский получил премию в Польше за серию этих книг). Эх. Вот еще одна веская причина осуществить мою давнюю мечту и выучить польский язык. А то, я как переехала из Омска, забросила это дело… Самоорганизации мне всегда не хватало, каюсь.

Вот такие у меня дела. Читаю детективы в отпуске))) А еще приторно-сладкие женские романы (такой чудовищной дозы инфантильности я давно не встречала!) и жутковатые рассказы Элис Манро (скоро напишу про них, уже третий сборник начала). Короче, ушла в книжный запой, насколько позволяет свободное время, которого на самом деле, мало…
Tags: книжная полка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments