NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Categories:

Жан Паван «Марлен Дитрих»

Паван
Предположим вас попросили сказать памятную речь на похоронах человека, который вам глубоко несимпатичен. С одной стороны, о мертвых либо хорошо, либо ничего. С другой стороны, вы не в состоянии наступать на горло собственным убеждениям и не хотите лицемерить. Как быть? Может быть, сыграть хорошую мину при плохой игре? Или попытаться сделать двусмысленный комплимент? Кто захочет, тот вас поймет, а остальные могут сделать вид, что ничего не было и проигнорировать колкие высказывания. А что? Неплохая идея. Тем более, вы будете не первым, кто так делает.

Жан Паван, конечно, не выступал на похоронах, но его книга сильно напоминает двусмысленный комплимент в адрес Марлен Дитрих. И как тут не вспомнить знаменитую Лени Рифеншталь и ее «искреннее восхищение» соперницей Дитрих. Жан Паван приводит эту историю, и сходство между ней и книгой просто разительное. И там, и там – ложная искренность и ядовитое восхищение.

«Марлен Дитрих? Лени прекрасно знала кто это, и находила ее очень интересной. Однажды она видела ее на террасе кафе. Сидя в окружении друзей, та вдруг произнесла своим «низким и хриплым» голосом: «Но почему надо обязательно иметь красивую грудь, не так уж плохо, когда груди слегка висят». И она вытащила и показала свою левую грудь, слегка ее раскачивая. Это выглядело «вульгарно и возбуждающе».

История Марлен Дитрих в устах Жана Павана пронизана неприязнью и плохо скрываемым осуждением. Кажется, что автор с удовольствием будет говорить о режиссерах, фильмах, историческом контексте, но не о самой актрисе. Он с тонкой иронией подмечает ее женские хитрости (например, о возрасте, или сокрытии сестры), осуждающе пишет о личной жизни, между делом выносит приговоры и суждения. Пожалуй, на моей памяти это единственная книга, так или иначе, касающаяся кино, после которой у меня не возникло ни малейшего желания посмотреть хоть один фильм! А это на самом деле, удивительно. Потому как Паван очень подробно и обстоятельно пишет о многих фильмах Дитрих, некоторые сцены он разбирает и описывает с тщательностью патологоанатома на вскрытии. Он отстраненно, но профессионально рассуждает о кинематографе тех лет и смотрит на Марлен Дитрих практически беспристрастно. Он не забывает заслуги и уделяет ее роли в мировом кинематографе должное количество строк. Но в то же время, эта книга незаметно настраивает вас скептически, и вот уже в конце книги, читая о последних днях великой актрисы, вы испытываете смешанное чувство восхищения и отвращения. Как? Как он этого добился? Думаю, вода камень точит. Или как говорят в кино – эффект 25 кадра. «Лжива», «бессовестна», «скучна» - нелестные эпитеты автор разбрасывает по страницам своей книги, как будто расставляет мышеловки по углам. И, в конечном счете, читатель в какую-нибудь из них, да угодит.

При всем при том, я не могу назвать эту книгу плохой. Отнюдь. Она написана достойно. Неприязнь автора к предмету биографии не обязательно бросится вам в глаза и вовсе не помещает дочитать книгу до конца. Другое дело, если вам самим нравится Марлен Дитрих, если вы сами не можете согласиться с несколько негативной оценкой ее жизни и творчества. А впрочем, так ведь интересней? Не правда ли? Разговор с оппонентом всегда продуктивней, чем с тем, кто во всем соглашается с вами.
Tags: книжная полка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments