NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Людмила Улицкая «Даниэль Штайн, переводчик»

Улицкая ШтайнНе так уж и много я читала у Людмилы Улицкой, чтобы понять, насколько эта книга в ее стиле или напротив, написана значительно хуже. «Сонечка», короткий рассказ, принесший Улицкой чуть ли не мировую известность, и «Казус Кукоцкого» , полюбившийся мне с первой страницы, вот и всё, что я читала у лауреата «Русского Букера»,  «Большой книги», Премии Симоны де Бовуар (о!) и многих других. Я была знакома с длинным списком регалий Улицкой, я читала несколько критических статей о «Даниэле Штайне», я узнала, что в свое время эта книга вызвала бурные обсуждения в СМИ, что писательнице она далась потом и кровью, что эта книга не простое художественное произведение, а текст, стоящий на стыке философии, социологии, литературы и культурологии. И истории, конечно, истории. Это спрессованные в 500 страниц воспоминания о Второй Мировой войне, холокосте, погромах, бесчинствах советской власти, истории Израиля, это биографии живых и мертвых, реально существующих и вымышленных героев. История сквозь призму живого человека. Итак, я подготовилась к чтению этого романа, и думала, что при таких условиях фиаско невозможно. Но всего этого оказалось мало и книга оказалась для меня чужой и пресной. Почему? Попробую объяснить

Калейдоскоп источников и героев, непоследовательная смена времен и стран, газетные вырезки, фотографии, аудиозаписи, докладные записки, и конечно, письма, дневники, воспоминания. Сама по себе эта форма безмерно интересна. Каждый раз, читая год и имя очередного героя романа, я мысленно переносилась в нужный временной отрезок, и готовилась облачиться в чужие одежды нового героя, с его неповторимым образом мыслей, голосом, внешностью, характером. И каждый раз, менялись только даты и географическое положение. Я чувствовала себя неудачницей, которая неспособна почувствовать уникальность нового персонажа. Но оказалось, что дело не во мне. Все до единого герои этой книги, мужчины и женщины, выглядят и думают одинаково. Да, в их уста вложены разные слова, но сути это не меняет. Написано это каждый раз до боли знакомо, те же обороты, практически те же словосочетания, тот же внутренний ритм текста. Мне казалось, я стою в центре зеркальной комнаты, и меня окружают тысячи отражений одного человека – Людмилы Улицкой.

Если вы читаете этот журнал давно, то, наверное, знаете мою иррациональную, необъяснимую любовь к еврейской культуре. Я до безумия люблю еврейскую прозу, мне невероятно интересен еврейский менталитет, я уважаю и восхищаюсь этим народом. И только после «Вопроса Финклера» я перестала кричать об этом на каждом углу, т.к. поняла, что это выглядит со стороны по-детски наивно и глупо. Именно поэтому, «Даниэль Штайн» просто обязан был мне понравится. В нем так много интересных мыслей об истории и культуре евреев! «Ядро еврейского самосознания – полировка мозгов как содержание жизни, постоянная работа по развитию мышления». «Евреи – одержимый народ». Рассуждения о евреях атеистах, евреях христианах, советских и польских, американских и литовских евреях. О специфике изобразительного искусства у евреев, исключительность самосознания. Если бы я не читала книгу, а прочла лишь только этот короткий перечень тем романа, я бы уже жадно вчитывалась в каждую строчку. И поразительно то, что, несмотря на архи интересные лично для меня темы, эта книга оказалась разочарованием. И тут мне даже трудно объяснить, в чем именно дело. Отсутствие эмоций автора, беспристрастность, попытка объективно изложить историю? Я не знаю. Но мне не понравилось многое, слишком многое.… Почти всё в еврейском вопросе романа. Я решила, что лучше почитаю на эту тему Феликса Канделя (его внушительный труд об истории евреев ждет своего часа на моей книжной полке), чем буду насильно вчитываться в этот текст. Поэтому некоторые суждения брата Даниэля в конце книги я уже благополучно пропускала. Мне даже не было интересно, о чем они.

  Мне и в самом деле трудно назвать конкретные причины, чем плоха эта книга, почему мне она скорее не понравилась, чем понравилась. Почему я была равнодушна к судьбе многих героев, и почему я не смогу посоветовать ее тем, кто еще не читал Улицкую. Первую половину книги я читала еще с некоторым увлечением, хоть и медленно, а потом и вовсе потеряла интерес, дочитывала уже только потому что «это же роман, за который автор получила премию «Большая книга». Это же та самая книга, из-за которой было столько шумихи в прессе 2006-2007 гг., это же событие, это Штайн, в конце концов! Но то, что я дочитала, не прибавило и не убавило в моей жизни ничего. И, пожалуй, это даже странно. Какой-то след ведь должен быть. Но его нет.

Холодная поверхность зеркала. Чужие лики за стеклом. Я закрываю эту дверь. Не моё.
Tags: книжная полка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments