?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ЛотманКогда речь идет о любимом писателе, у каждого из нас в голове всплывает примерно одинаковый сценарий действий. Во-первых, очень хочется прочесть биографию. Не какую-нибудь там биографическую статью с википедии, а что-то более основательное и подробное. Может быть из серии «Жизнь замечательных людей», или просто  хорошего историка/литературоведа. Во-вторых, очень интересно было бы прочесть его дневники и письма. Обычно они есть у всех писателей, только не все опубликованы, какие-то утрачены, какие-то не изучены. Как же это увлекательно – заглянуть в сокровенные мысли! Да… В-третьих, и это не менее интересно, прочесть воспоминания современников о нем, каким писателя видели со стороны, каким он был человеком, какие отношения складывались у него с властью. А потом… Можно было бы изучить первые издания книг, или даже рукописи, полистать книги из его личной библиотеки, и найти заметки на полях, сделанные его рукой, рассмотреть портреты/фотографии, познакомиться с экранизациями, отправиться в библиотеку ради научных статей о его творчестве и влиянии на его работы такой-то культуры/литературы, найти старые рецензии, написанные на его первые произведения. Вскрыть аллюзии в его книгах, провести параллели, перечитать все его произведения заново, чтобы посмотреть на них по новому… Ах. Голова кругом. Кажется, всё перечислила. Но оказывается, нет! Юрий Михайлович Лотман пошел дальше и написал необыкновенную книгу о своем любимом писателе. Книгу, в которой рассказывается, что сотворило Карамзина. Ни больше, ни меньше.

«Рано или поздно приходит биограф. Он тщательно собирает источники: листы книг, писем, дневников, листы воспоминаний современников. Но это не жизнь, а лишь ее отпечатки. Их еще предстоит оживить. И биограф становится реконструктором»

Подход биографа нам более привычен, поэтому замысел Лотмана нуждается в некотором пояснении. Известный пушкинист и культуролог не захотел ограничиться всего лишь биографией, ему  было не интересно просто воспроизводить факты. Он захотел показать читателю, какие исторические события повлияли на формирование Карамзина, какие люди оказали на него влияние, что именно сотворила в нем писателя, как сформировалось в нем то или иное писательское качество, в чем суть его уникальности. Т.е. Лотман не просто перечисляет с кем встречался Карамзин, где бывал и что видел. А прямо указывает как тот или иной повлияли на такие то качества писателя, как именно в его творчестве отразилось событие. Лотман как хирург вскрывает и режет, отсекает лишнее и обращает наше внимание на главное. Он описывает саму природу вещей, природу таланта и идей Карамзина. Это необыкновенный подход, поверьте.

Возможно, недоверчивый читатель заподозрит Лотмана в обмане, в том, что тот строит догадки, делает ничем не оправданные выводы, что книга Лотмана будет лишь относительной истиной, воздушным замком, состоящим из домыслов и предположений. Но автор более чем ответственно подошел к своему замыслу. «Роман-реконструкция – особый жанр. Сюжет его создается жизнью и только жизнью. Домысел в нем не может иметь места, а вымысел должен быть строго обоснован научно истолкованным документом».

Я читала эту книгу так, будто речь шла не о жизни Карамзина, о каком-то увлекательном приключении. Нет, я вовсе не поклонница Николая Михайловича, и читать эту книгу я взялась просто из любопытства, потому что ее автор знаменитый Лотман, потому что мне в принципе интересны книги о значимых фигурах нашей истории. Но в итоге, я заразилась авторским энтузиазмом, я прониклась восхищением к уникальной, необыкновенной личности Карамзина. Мне очень захотелось прочесть его «Письма русского путешественника» (как же много Лотман рассказал об этих письмах! Читать историю их создания все-равно, что читать детектив), мне захотелось перечитать «Бедную Лизу» (господи, я же ее давным-давно в школе читала – в 8 классе, это все-равно что не читать вовсе) и проч. проч…

1 декабря по новому стилю (12 по старому) исполнилось ровно 250 лет со дня рождения Карамзина. Жаль, что я не нашла время рассказать об этой книге Лотмана вовремя, ведь прочла еще в середине ноября. Вклад Карамзина в отечественную культуру столь огромен, что его нужно изучать и познавать. Поверьте, мы не знаем о нем и сотой доли того, что знать необходимо.  Советую эту книгу от всей души.

«Жизнь Карамзина — непрерывное самовоспитание. Духовное «делание» и историческое творчество, сотворение своего «я» и сотворение человека своей эпохи сливаются здесь воедино. Карамзин всю жизнь «творил себя».