?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

IMG_0666На прошлой неделе у нас на работе был педсовет. Кроме всего прочего на повестке дня было выступление учительницы русского языка и литературы о духовно-нравственном воспитании школьников. Не бойтесь, я не буду приводить здесь тезисы всего выступления, хотя надо заметить, было довольно интересно. Тогда меня зацепила одна фраза в этом выступлении. Даже не фраза, а совет – для того, чтобы эффективно обучать и воспитывать школьников сегодня, учитель должен читать современную литературу, книги, которые читают сами дети. Вполне разумно, не правда ли?

На этой неделе я собирала рабочие тетради по обществознанию в 6 классе. Фгосовские дети (не знаю, есть ли уже такое прилагательное официально, но неофициально мы его активно используем), умные, активные, умеющие рассуждать, должны были дома выполнить несколько заданий о своих увлечениях и желаниях. (К слову, их ответы мне так понравились, что даже хотела выложить парочку, но, конечно, не буду – слишком личные).  И одним из заданий было нарисовать символами свои увлечения. Одна девочка нарисовала книгу, и подписала – Кира Касс «Отбор». Проверяя, я дописала сбоку комментарий, о том, что мне тоже она понравилась)) девочка страшно удивилась и обрадовалась. А я задумалась.

С одной стороны, я целиком и полностью согласна с нашей учительницей русского языка и литературы. Безусловно, ее совет был в первую очередь для филологов, и в контексте уроков литературы, но ведь, в конечном счете, это может пригодиться на любом гуманитарном предмете. На моем обществознании, как минимум. Я отлично понимаю, какие возможности и преимущества как учителю, дает это знакомство. И я ведь сама периодически читаю YA. Но с другой стороны, я могу читать такую литературу исключительно в микроскопических дозах. Я не люблю YA. Прямо скажем, я ее (такую литературу) терпеть не могу. Она настолько примитивна, настолько наивна и поверхностна, что мне очень быстро сводит скулы от скуки, и мне просто не хочется дальше себя мучить. И только иногда, доработавшись до такой степени, что мозг отключается напрочь, физических сил нет ни на что, такие книги идут мне на «ура», я получаю удовольствие и пишу хвалебные рецензии. Конечно, я понимаю, что подростки не читают исключительно YA, но во-первых, это редкость, а во-вторых, с "чем-то другим" у меня нет проблем. А вот такие книги, я в самом деле не могу читать много.

В общем, я задумалась над тем, что мне стоит поменять отношение к этому жанру. Наверное, не надо воспринимать YA всерьез (т.е., как книги/литературу/настоящие произведения), не стоит ждать чего-то достойного, а надо воспринимать их как некий текст.  Условно литературный, определенно низкого уровня, со стандартным набором примет масскульта, заведомо рассчитанный на восприятие подростка. Ох, я ни в коем случае не хочу, чтобы мои слова звучали высокомерно или снисходительно! Я просто пытаюсь решить для себя, найти выход, как читать их и не бросать на второй странице. Потому что я уже решила, что буду читать такие книги. Мне хочется еще немного стать лучше. Пусть даже эти изменения, будут заметны исключительно мне.

Comments

( 22 заявки — Оставить заявку )
kukina_kat
Nov. 25th, 2016 04:37 pm (UTC)
А мне кажется, не только учителю, и тем более не только учителю-гуманитарию, полезно разбираться в современной массовой поп-культуре.
neosonus
Nov. 26th, 2016 01:52 pm (UTC)
С одной стороны, полностью согласна - замыкаться в рамках привычного, пусть даже речь идет о высоком искусстве, элитной культуре, не совсем правильно. Люди сами себя ограничивают и запирают в рамки. С другой стороны, если человеку претит масскульт, если он у него вызывает только негатив, тогда зачем? Если человек не работает с детьми/подростками/студентами, если он не занят в сфере рекламы/пиара/маркетинга, мне кажется, он вполне может прожить и без современной массовой поп-культуры. Т.е. какой-то практической пользы для него будет мало.
kukina_kat
Nov. 26th, 2016 02:19 pm (UTC)
Я же пишу, "полезно", а не "обязательно должен". Полезно с точки зрения общения с людьми, ориентации в социальном пространстве. Молоко пить тоже, например, полезно. Но у некоторых непереносимость лактозы, а другие просто его не любят -- и зачем? Но тем не менее "полезно" )))
neosonus
Nov. 26th, 2016 02:24 pm (UTC)
ну, да, речь не об обязательствах:)) Это мое неискоренимое желание поспорить берет свое:) И ведь я полностью согласна, просто мысленно кручу-верчу эту мысль, пытаюсь со всем сторон рассмотреть:)
kukina_kat
Nov. 26th, 2016 02:54 pm (UTC)
И мое. Всегда не могу вовремя остановиться в споре. )
neosonus
Nov. 26th, 2016 02:59 pm (UTC)
В этом есть некий азарт, не правда ли?)) Поэтому я всегда радовалась, что у нас в Омске нет казино, такой азарт до добра не доведет:))
kukina_kat
Nov. 26th, 2016 03:10 pm (UTC)
У нас в Омске было казино. Одна моя знакомая, по образованию финансист, работала крупье во время студенчества ))) В Летуре было. Потом закрылось )
neosonus
Nov. 26th, 2016 03:16 pm (UTC)
кстати, да, что-то вспоминаю, я тоже тогда еще в универе училась. Но тогда я была нищей студенткой, и единственное, что я могла себе позволить в казино, это стакан минеральной воды (если они там такое продавали, конечно)))
Мне кажется, где-то на Бударина еще было, т.е. до Летура, да? Там где еще спуск с остановки Турист и проход на Ленина под аркой.
kukina_kat
Nov. 26th, 2016 03:35 pm (UTC)
Кажется, там тоже было. Но вот моя знакомая прямо в Летуре работала.
bukogolik
Nov. 25th, 2016 05:06 pm (UTC)
С одной стороны, я хорошо понимаю и разделяю твою мысль. С другой, young adult - это же не жанр, а просто возрастное разделение, как детская литература. И Гарри Поттер, и "Битвы по средам" Гэри Шмидта" и куча других прекрасных книг - тоже young adult.
neosonus
Nov. 26th, 2016 02:04 pm (UTC)
ррррр. Писала-писала комментарий, а потом что-то нечаянно нажала на ноуте, и все исчезло(((
Дубль два)))

Ты, безусловно, права в том, что это не отдельный жанр. Я до такой степени отделила в своей голове подобную литературу, так сильно ее обособила от всего остального, что читаю, что она мысленно сложилась в моем представлении в отдельное, совершенно автономное направление литературы. Т.е. я ее даже не воспринимаю, так как буквально переводится эта аббревиатура, для меня это не просто подростковая литература, это нечто очень специфическое, с пугающе низким качеством. Хотя ведь по сути, это и правда, всего лишь книги для определенной возрастной категории.

Вот здесь кстати, у меня могут быть проблемы. В том плане, что я например, категорически не могу читать детские книги, хотя ведь многие любят перечитывать. Может я и young adult не воспринимаю, именно потому что не в свое время читаю...
Про Гарри Поттера, кстати, совсем забыла! А ведь, правда, это самое оно и есть.
bukogolik
Nov. 26th, 2016 02:57 pm (UTC)
У меня в последнее время часто комментарии не отправляются, поэтому я уже автоматом длинные на всякий случай копирую.

Наверно, дело во многом в том, что издатели именно как young adult позиционируют как раз все эти бесконечные антиутопии со спасающим мир героем-подростком, бесчисленные вариации "Сумерек" и иже с ними. То есть как раз те книги, о которых ты и пишешь в посте. А другие позиционируются просто как книги для/про подростков. Поэтому и получается, что это как бы жанр со своими законами.

Я как раз детские очень люблю :) Но не думаю, что дело в этом. Мне вообще кажется, что эти самые антиутопии очень во многом пишутся из расчета на наших с тобой ровесников, а не подростков :) А про подростков ты тоже не любишь? Мне смутно кажется, что мы уже это когда-то подробно обсуждали.
neosonus
Nov. 26th, 2016 03:05 pm (UTC)
Про подростков не помню, когда читала... Сложно ответить.
Мне тоже кажется, что обсуждали:) Мало того, я даже стала замечать это в письмах))) Хотя казалось бы, это же не жж, можно посмотреть в истории и вспомнить. Склероз великая вещь, через пару лет мы можем заново начать обсуждать что-нибудь книжное интересное, и заново получать от этого удовольствие:)

Я тут на этой волне нашла несколько объёмных книжных подборок данного направления, и поняла, что антиутопии у меня как раз западают, я чаще всего что-то "про любовь" читаю. Пора переключаться:) Нормальные антиутопии, я очень люблю. А в YA я только вот про шоколадную принцессу читала из подобного, и все.

Спасибо за совет, буду копировать, на всякий случай.
bukogolik
Nov. 27th, 2016 04:42 pm (UTC)
Да, в этом несомненно плюс плохой памяти :) Искать в истории не так интересно, как обсудить еще раз :)

Антиутопий больше всего, мне кажется. И все дилогиями-трилогиями минимум, так что если пошло, можно потом вернуться к тем же героям за отдыхом. У меня вот как раз "про любовь" не идет совершенно, если там больше ничего нет.

А ты кстати не читала "Вверх по лестнице, ведущей вниз"?
neosonus
Nov. 29th, 2016 02:32 pm (UTC)
Я тут пыталась в вс. почитать антиутопию. Подошла к вопросу со всей ответственностью))) Нашла соответсвующую подборку книг YA антиутопий, прочла аннотации, просмотрела рецензии, скачала первые книги серий. Выбрала одну (Обрученные) и пффффф..... Не смогла осилить больше 40 стр. электронного текста в читалке.... Сначала плюнула, потом разозлилась на саму себя, потом смирилась, и в итоге, решила не удалять, дам еще один шанс. Попозже:) Тяжко пока перестроится. Антиутопии нежно и преданно люблю. Но написано таким чудовищным языком, как будто автор застрял где-то на уровне 4 класса. Господи, да у меня дети в 4 классе на экономике более сложные предложения строят, и более интересно рассказывают.... Короче, не чтение, а борьба.

"Вверх по лестнице, ведущей вниз" - читала, да. Давно, правда. Рецензия в итоге очень личная получилась. http://neosonus.livejournal.com/70191.html Пробежала ее сейчас глазами и поняла, что как ни странно, но моя мечта сбылась, и появились классы, которые искренне сожалеют, что звенит звонок:)
bukogolik
Nov. 30th, 2016 05:30 am (UTC)
Прочла описание книги. Честно говоря, жесть :) Я, кажется, только "Голодные игры" читала, причем прочитала с удовольствием, и первый фильм потом еще посмотрела. Не помню, что там с языком, но вроде не ужас-ужас. Народ часто еще "Поступь Хаоса" Несса хвалит.

О, я тебе эту запись даже комментировала когда-то :) Здорово, что такие классы появились. И это твоя заслуга :))
neosonus
Nov. 30th, 2016 04:00 pm (UTC)
Да, я "Поступь хаоса" тоже скачала, думала либо с нее начать, либо с "Обрученных")) Так что точно попробую потом читать. Голодные игры не качала, именно из-за того, что кино видела. Но не знаю, может быть, в самом деле, лучше прочесть... Это же тоже классический YA.
Да-да, я тоже потом увидела, что ты комментировала:) Так интересно, мы уже сто лет общаемся=) По меркам жж, во всяком случае:)
bukogolik
Nov. 30th, 2016 06:36 pm (UTC)
Мне кажется, если ты смотрела кино, то читать уже не имеет смысла. По крайней мере, это не та книга, которую стоит читать, прекрасно зная все повороты сюжета.

И не говори :)
egor_13
Nov. 25th, 2016 09:22 pm (UTC)
Ну тут,как всегда известная проблема филолога: читать ли то, что *надо*...
neosonus
Nov. 26th, 2016 02:06 pm (UTC)
Боже-боже, как же хорошо, что я не филолог))) Понятно, я бы им и не стала никогда, я бы вряд ли проучилась больше одного семестра:), но все же. Читать по принуждению, на мой взгляд, ужасно.
mishyna_unuka
Nov. 28th, 2016 05:19 pm (UTC)
"Читать по принуждению, на мой взгляд, ужасно", - не так и ужасно, как может показаться со стороны :))Есть свои прелести в этом: не нужно задаваться извечным вопросом "чего бы почитать?" Ну, и заставить читать, по-моему сложно. Сужу, правда, по себе. Были книги, которые никак не читались (не шли - и всё тут), были те, которые не желалось перечитывать, а были те, которые просто не успевала прочитать. Многие из них и составили воображаемый список "Почитаю на пенсии. Может быть".

А ещё тогда был какой-то азарт: сколько успею/не успею. Ну, и особое чувство "первого знакомства" со списком...
neosonus
Nov. 29th, 2016 02:37 pm (UTC)
Наверное, все приходит с опытом:) Я вот даже не могу участвовать в книжных флешмобах, играх, или книжных клубах. Меня дико напрягает факт, что я должна читать какую-то книгу, которую выбрала не я. Для меня это давление, с которым трудно смириться. А про список могу представить))) Помню предвкушение от школьных списков на летнее чтение:)
( 22 заявки — Оставить заявку )