NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Лидия Чуковская «Записки об Анне Ахматовой. В 3 томах. Том 3. 1963-1966»

Чуковская Ахматова 3
Долгие месяцы и недели не могла я подобрать нужных слов, чтобы рассказать об этой книге, не могла найти в себе сил, чтобы спокойно, без лишних эмоций расстаться с Анной Ахматовой.

«А тот, кто мне только казался,
Был с той обручен тишиной,
Простившись, он щедро остался,
Он насмерть остался со мной»

Все время пока я читала эти три тома, Ахматова мне только «казалась». Да, я прожила эти записки, я полюбила всем сердцем эту гениальную, гордую, невероятно сильную женщину. Она перестала быть для меня поэтессой, она стала для меня Поэтом. Но это как мираж, как будто всматриваешься в далекое прошлое, и хотя голос звучит громко и отчетливо, видишь ты всё смутно, сквозь пелену тумана времён. И оттого, столь тяжелое расставание было неожиданно мучительным. Даже теперь, в ноябре (а книгу я дочитала в июле), ощущаю не проходящую боль утраты от короткого «Случилось ужасное несчастье. Сегодня утром в Домодедове умерла Анна Андреевна». И все. Всего лишь точка. Пустота.

«Нет, так не расставался никогда
Никто ни с кем, и это нам награда
За подвиг наш».

Сейчас я уже думаю вовсе не о себе, и не о личной утрате после прочитанной книги. А об утрате такого поэта для России, для русской культуры, для наследия отечественной лирики. Как тяжело было читать о стихах Ахматовой навсегда утраченных, нигде не записанных, бережно хранившихся в памяти нескольких близких людей. Как невыносимо трудно было пронести через одну из самых тяжелых эпох нашей истории бесценный дар Ахматовой, каким хрупким и невесомым кажется он на фоне разрушительной громоздкой безжалостной машины бюрократизма. Тем сильнее поражает итог – то, что ее стихи и поэмы выжили, устояли, сохранились и дошли до нас. Возможно ли это? Чудо ведь. Настоящее чудо. И понимаешь это тем более отчетливо, когда читаешь в записках Лидии Корнеевны о том, как коверкались эти стихи цензурой, как удалялись строчки и строфы, как менялись даты, искажались смыслы, как одни слова приходилось заменять другими – потому что по-другому не напечатают, не пропустят (и ведь это самая малая из бед). Эту книгу надо читать хотя бы для того, чтобы ценить. Ценить это сокровище, дошедшее до нас – поэзию Анны Ахматовой. Каждую мысль, каждый эпитет, каждое слово, написанное для нас.

Черных ангелов крылья остры,
Скоро будет последний суд.
И малиновые костры,
Словно розы, в снегу растут.

Я никогда не верила в пророческую силу поэзии. Мне всегда казалось, что это сам читатель вкладывает в текст свои чаянья и мысли, и оттого, смысл, переработанный и трансформированный мышлением и мировоззрением человека другого десятилетия (века), предстает в новом, столь соблазнительном качестве. Вот оно – смотрите, он знал, он предчувствовал! И патетика, и избитые банальные слова… Да только это отчасти правда. Да, сегодня мы читаем стихи Ахматовой с позиции своего опыта, образования и воспитания, но стоит вглядеться и поражаешься тому, как созвучны ее слова этому нашему, сегодняшнему быстро ускользающему, мега насыщенному информацией миру. Может быть, Ахматова не пророк, но я точно могу сказать, что она не осталась там, в прошлом. И я хочу верить, что она будет такой и в будущем…

Нет, не нашла я подходящих слов, чтобы рассказать о книге. Не смогла я без эмоций, спокойно и невозмутимо рассказать о записках Чуковской. Это не рецензия на третий том, это прощание. Три книги, три эпохи, одна Анна Ахматова и одна Лидия Чуковская. Наша история, наше прошлое. Наши стихи.


Tags: книжная полка
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments