?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ил 2015 3
Если задуматься, то на историю можно смотреть с двух точек зрения – снизу вверх и сверху вниз. И следуя этой логике какое бы то ни было историческое событие будет трактоваться по-разному. Война, если посмотреть на нее снизу вверх – всегда будет бессмысленной, жестокой и беспощадной. Боль, кровь, изувеченные тела в окопах. А если посмотреть на войну сверху вниз, то можно увидеть геополитические интересы в данной области, развитую инфраструктуру региона, место на политической арене, престиж государства, авторитет первого лица, демонстрация власти, и да – столько-то потерь, столько-то единиц техники уничтожено. Статистика.
История может быть разной. Вопрос лишь в том, на чье место встанете вы, когда будете ее изучать.

Фрагменты книги Лионгинаса Балюкявичюса в литовском номере «ИЛ» - ничтожно малый осколок из жизни литовских партизан, борцов за свободу, вошедших в историю как «лесные братья». Фрагменты событий, эпизоды встреч, обрывки мыслей, горькое предчувствие конца. Дзукас идеалист. Романтик. Наивный мальчишка, который серьезно рассуждает о том, что «редкий из наших интеллектуалов способен решиться умереть за идею свободы родины. Омещанились они как-то, измельчали». Лично он не измельчал. Он велик душой и помыслами, он мечтает о независимости своей родины и он готов умереть ради нее. Вот уже четыре года Лионгинас живет под землей в буквальном смысле слова, его мысли заняты необходимостью новой печатной машинки, листовками с лозунгами и событиями на мировой арене. Все они верят, что война не за горами, все они надеются, что Литва освободится от советского гнета, все они ждут, когда Запад отреагирует, они знают – так не может продолжаться вечно. Все они погибают в течении ближайшего года. Каждое имя, упомянутое вскользь или прямо – имя мертвеца, который отчего-то еще ходит по земле. Ради чего эти жертвы? «Лучше погибнуть здесь в честном бою, чем сложа руки чего-то откуда-то ждать. В конце концов, наша кровь прольется не напрасно. Мы получим право прямо смотреть всем в глаза, потому что мы свою родину не бросили».

Я читала дневники партизана Дзукаса, восхищаясь мужеством и стойкостью его самого и многих ему подобных. Ничтожно маленькая Литва дерзкая, смелая, упрямая – она продолжала сопротивляться советской власти до последнего. Начиная с зарождения движения лесных братьев и заканчивая актами самосожжения. Вдумайтесь – дневники 1949-1950 гг. Это ведь пик сталинизма, это подъем второй волны репрессий, это апогей параноидальной подозрительности вождя, это время, когда можно было выслужиться и сделать карьеру лишь за счет доноса и раскрытия опасного заговора. В СССР это было страшное время. Дежа вю, но это нисколько не умаляет страданий жертв тех лет. И вот в то же самое время, в литовских полях и лесах, глубокие бункеры под землей, антисоветские листовки, настоящее движение против советской власти! Это почти невероятно. Неужели они не понимали, какая громада перед ними? На законы какой страны они замахнулись? Если бы у этих людей была бы хоть самая малая толика здравомыслия, если бы они посмотрели на ситуацию сверху вниз, они бы поняли, что их борьба обречена.  Нет никаких шансов, никаких надежд, этого левиафана не победить. Но они не знали, и упрямо, прямолинейно, не сомневаясь в своей правоте, двигались вперед. Боролись и умирали.

Лесные братья – понятие растяжимое и неоднозначное. Если уделить истории вопроса несколько минут и поискать в интернете информацию о них, на вас выльется целый ушат грязи, агрессии и негатива. О том, что это были фанатики, о том, как убивали крестьян, мирных жителей днем и ночью, о том, что советская власть должна была уничтожить и проч. Историю этого движения не рассматривают иначе, как в связке с событиями на Украине, с извечной дилеммой гражданской войны, с националистически лозунгами (умудряются даже сюда приплести евреев – фантастическое упорство). Эта история не настолько далека от нас, чтобы относиться к ней равнодушно. Эта история слишком напоминает нас самих, чтобы игнорировать сходство. Эта чужая история, слишком близко касается нашей истории, чтобы не обращать внимания на прямолинейные трактовки и цели. И наверное поэтому в людях просыпаются самые низменные инстинкты и порывы, и они выливают ушаты грязи на тех, кто уже не сможет ответить и объяснить…

«Я часто думаю - кто же ты такая, моя Родина? Почему твои дети такие странные, такие по-своему упрямые? Откуда берется эта великая сила сопротивления?»

Когда я читала эти дневники, я смотрела на историю, вслед за Дзукасом, снизу вверх. Я думала о том, что именно благодаря таким вот идеалистам мир не стоит на месте, подгибаются глиняные колени у колосса, рушатся империи, рубятся окна в другую жизнь. Я считаю, что еще не пришло время судить этих людей. По крайней мере, потому, что мы не всё знаем пока, потому что источников слишком мало, потому что не писалось об этом и не изучалось все это должным образом. Скатываться до националистических лозунгов не достойно нас, людей, которые отлично знают свое прошлое, и которые несут бремя ошибок своих предков. Чтобы понять, надо выслушать. Хотя бы несколько точек зрения. Перед вами дневники очевидца, неровные записи, сделанные глубоко под землей при неверном свете свечи, человеком, который вскоре умрет. Человеком, который верил, что победил.

«Ну и кто нас победит, если мы смерти не боимся, если мы и смерть победили?»