?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

КиноИюнь. Часть 4.

Писать о КиноИюне в августе по меньшей мере несвоевременно, знаю. Но так уж получилось, что июль прошел у меня в режиме «отпуск», когда в интернет выходишь только чтобы проверить почту. Поэтому сейчас, в последний месяц перед учебным годом, я постараюсь наверстать упущенное. Сейчас расскажу вам о тех самых фильмах июня, которые были достойны отдельного поста (помните, я писала про немое кино), дальше будет мини КиноИюль (всего 5 фильмов), а потом целых 15 книжных рецензий!

1717. «Оборона Севастополя» Российская империя, 1911. Реж. Василий Гончаров, Александр Ханжонков

Почти 2 месяца назад, случайно переключая каналы, я наткнулась на программу "Наблюдатель", которая, судя по всему, была посвящена какому-то фильму. Я пропустила первые минуты выпуска, но оживленный разговор историков кино, философа и музыканта очень быстро увлек меня, и до последней минуты я уже не могла оторваться от экрана. Речь шла о фильме, которому в этом году исполняется 105 лет! Невероятно, думала я. А после передачи я его посмотрела, восхитительный подарок судьбы (ну или телевидения))

«Оборона Севастополя» это фильм, идея которого сегодня кажется странной. Ведь, в самом деле, снимать фильм о собственном поражении не популярно, тем более в отечественной истории столько блистательных побед. Крымская война 1853-1856 гг. закончилась для Российской империи поражением, а битва за Севастополь была самой тяжелой. Но, тем не менее, император Николай дал добро на съемки фильма и даже предоставил в полное распоряжение режиссеров войска Севастопольского гарнизона. Задумайтесь только – 1911 год. Мы – еще Российская империя, всего несколько лет и разразится Первая Мировая война. Режиссер «Обороны Севастополя» Ханжонков единственный получит разрешение на документальную съемку, черноморский флот, который снимался в фильме, будет сражаться уже по настоящему. А статисты… Представляете, в этом фильме все эти отряды – это самые настоящие военные 1911 года! Дело в том, что когда снимался фильм, режиссер воспользовался предоставленными ему возможностями использовать военные силы (да и не было у него денег, чтобы нанять такое огромное количество массовки), поэтому солдаты в фильме не актеры, а самые настоящие военные.  Это значит, что всего через три года они отправятся на фронт, и общеизвестно, что большинство из них погибнет… И от этого становится не по себе – видеть людей, которые обречены на гибель, людей, которых поглотит гражданская война, людей, которые будут строить новую страну…

Это самый первый масштабный фильм в дореволюционной России, аналогов которому не было в мире. Грандиозный замысел этого фильма принадлежал Василию Гончарову, человеку, которого воспринимали снисходительно, его творчество считали странным и не понятным. Именно Гончаров пришел к Ханжонкову с этой идей, и именно он отправился в Петербург получать одобрение у императора.  Гончаров рассчитывал на 10 тыс. рублей (что по тем временам были неслыханные деньги для фильма), Хаджонков прикинул, что понадобится 15 тыс. В итоге бюджет фильма составил 40 тыс. рублей!! Хаджонков залез в долги и потратил все свои деньги. Но Хаджонков справился с этим, и в итоге даже заработал.

Съемки этого фильма проходили уникально, и не только потому, что был приглашен специальный военный консультант, но и потому что для фильма музей Севастопольской обороны предоставил все свои экспонаты. А премьера этого немого фильма состоялась с настоящим оркестром!
Этот фильм, снятый 105 лет назад, такой безнадежно устаревший своим монтажом, наивной игрой начинающих актеров, и, пожалуй, затянутым сюжетом – произвел на меня неизгладимое впечатление. На последних минутах он показывает оставшихся в живых героев обороны Севастополя. Сначала французов и англичан, а потом наших ветеранов. Глубоких стариков, которые подходят к камере и просто смотрят в объектив.
У меня мурашки по коже пробежали…
Этот фильм стоит смотреть хотя бы ради этих последних минут.

Конечно, не все вот так запросто могут перейти по ссылке на видео и посмотреть часовую передачу. Это я по своему опыту знаю, есть куча видео, которые я очень хочу посмотреть, но каждое из них требует своего времени, настроения и вообще – иногда мне проще прочесть текст, чем смотреть. Я и по телевизору досмотрела этот выпуск исключительно из-за теплой атмосферы и действительно, огромного количества интересных фактов о фильме. В общем, специально для тех, кто не хочет смотреть 54 мин. видео, парочка интересных фактов:

  • Во время показа фильма в кинотеатрах для озвучки стреляли холостыми патронами, которые давали там много дыма, что зрителей приходилось эвакуировать.

  • Хаджонков с «Обороной Севастополя»  впервые в истории кино придумал продавать  права на фильм

(а вообще, советую потом как-нибудь посмотреть, я узнала много нового и интересного о немом кино)

10 из 10.

1818. «Нетерпимость» США, 1916. Реж. Дэвид Уорк Гриффит

На следующий день после «Обороны Севастополя» в «Наблюдателе» рассказывали о самом знаменитом немом американском фильме «Нетерпимость» и конечно, я рассчитывала на такую же интересную передачу и не менее интересный фильм. Но вышло не совсем так, как я рассчитывала. Во-первых, в этот раз в студии были совсем другие гости, и даже мне, стороннему наблюдателю, бросались в глаза какое-то перетягивание одеяла. Это соперничество вызывало некую ауру негатива, и, в конечном счете, даже не у всех участников была возможность подвести итог и попрощаться со зрителями нормально. Но даже если не принимать во внимание эту недружелюбную беседу, уже не было такого количества интересных фактов. Зато было много философии и анализа смыслов.

В любом случае, было любопытно. Легенда мирового кино, фильм, которому в этом году исполняется 100 лет, режиссер, который превратил кинематограф в искусство. Этот фильм – первый широкомасштабный блокбастер, который длится целых 210 мин! (посмотреть за раз, не каждый осилит). Необыкновенная структура, даже для современного зрителя, целых четыре сюжетных линии (обычно, в полнометражном фильме их гораздо меньше).  

На меня этот фильм произвел большое впечатление именно своей масштабностью, грандиозностью сцен, эпичностью идеи, И большое впечатление на меня произвела игра актеров. Мэй Марш играла просто замечательно для того уровня кинематографа. Не смотря на всю вычурность, какую-то искусственность из-за излишней жестикуляции (без которой в немом кино никуда), наружу пробивалось обаяние и очарование актрисы.

*вот всегда я так – расписавшись на одном фильме, выдыхаюсь к другому(((  На самом деле, мне очень понравилось, советую к просмотру, только смотреть лучше в 2 приема.

8 из 10.