NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Categories:

КиноИюнь. Часть 4.

Писать о КиноИюне в августе по меньшей мере несвоевременно, знаю. Но так уж получилось, что июль прошел у меня в режиме «отпуск», когда в интернет выходишь только чтобы проверить почту. Поэтому сейчас, в последний месяц перед учебным годом, я постараюсь наверстать упущенное. Сейчас расскажу вам о тех самых фильмах июня, которые были достойны отдельного поста (помните, я писала про немое кино), дальше будет мини КиноИюль (всего 5 фильмов), а потом целых 15 книжных рецензий!

1717. «Оборона Севастополя» Российская империя, 1911. Реж. Василий Гончаров, Александр Ханжонков

Почти 2 месяца назад, случайно переключая каналы, я наткнулась на программу "Наблюдатель", которая, судя по всему, была посвящена какому-то фильму. Я пропустила первые минуты выпуска, но оживленный разговор историков кино, философа и музыканта очень быстро увлек меня, и до последней минуты я уже не могла оторваться от экрана. Речь шла о фильме, которому в этом году исполняется 105 лет! Невероятно, думала я. А после передачи я его посмотрела, восхитительный подарок судьбы (ну или телевидения))

«Оборона Севастополя» это фильм, идея которого сегодня кажется странной. Ведь, в самом деле, снимать фильм о собственном поражении не популярно, тем более в отечественной истории столько блистательных побед. Крымская война 1853-1856 гг. закончилась для Российской империи поражением, а битва за Севастополь была самой тяжелой. Но, тем не менее, император Николай дал добро на съемки фильма и даже предоставил в полное распоряжение режиссеров войска Севастопольского гарнизона. Задумайтесь только – 1911 год. Мы – еще Российская империя, всего несколько лет и разразится Первая Мировая война. Режиссер «Обороны Севастополя» Ханжонков единственный получит разрешение на документальную съемку, черноморский флот, который снимался в фильме, будет сражаться уже по настоящему. А статисты… Представляете, в этом фильме все эти отряды – это самые настоящие военные 1911 года! Дело в том, что когда снимался фильм, режиссер воспользовался предоставленными ему возможностями использовать военные силы (да и не было у него денег, чтобы нанять такое огромное количество массовки), поэтому солдаты в фильме не актеры, а самые настоящие военные.  Это значит, что всего через три года они отправятся на фронт, и общеизвестно, что большинство из них погибнет… И от этого становится не по себе – видеть людей, которые обречены на гибель, людей, которых поглотит гражданская война, людей, которые будут строить новую страну…

Это самый первый масштабный фильм в дореволюционной России, аналогов которому не было в мире. Грандиозный замысел этого фильма принадлежал Василию Гончарову, человеку, которого воспринимали снисходительно, его творчество считали странным и не понятным. Именно Гончаров пришел к Ханжонкову с этой идей, и именно он отправился в Петербург получать одобрение у императора.  Гончаров рассчитывал на 10 тыс. рублей (что по тем временам были неслыханные деньги для фильма), Хаджонков прикинул, что понадобится 15 тыс. В итоге бюджет фильма составил 40 тыс. рублей!! Хаджонков залез в долги и потратил все свои деньги. Но Хаджонков справился с этим, и в итоге даже заработал.

Съемки этого фильма проходили уникально, и не только потому, что был приглашен специальный военный консультант, но и потому что для фильма музей Севастопольской обороны предоставил все свои экспонаты. А премьера этого немого фильма состоялась с настоящим оркестром!
Этот фильм, снятый 105 лет назад, такой безнадежно устаревший своим монтажом, наивной игрой начинающих актеров, и, пожалуй, затянутым сюжетом – произвел на меня неизгладимое впечатление. На последних минутах он показывает оставшихся в живых героев обороны Севастополя. Сначала французов и англичан, а потом наших ветеранов. Глубоких стариков, которые подходят к камере и просто смотрят в объектив.
У меня мурашки по коже пробежали…
Этот фильм стоит смотреть хотя бы ради этих последних минут.

Конечно, не все вот так запросто могут перейти по ссылке на видео и посмотреть часовую передачу. Это я по своему опыту знаю, есть куча видео, которые я очень хочу посмотреть, но каждое из них требует своего времени, настроения и вообще – иногда мне проще прочесть текст, чем смотреть. Я и по телевизору досмотрела этот выпуск исключительно из-за теплой атмосферы и действительно, огромного количества интересных фактов о фильме. В общем, специально для тех, кто не хочет смотреть 54 мин. видео, парочка интересных фактов:

  • Во время показа фильма в кинотеатрах для озвучки стреляли холостыми патронами, которые давали там много дыма, что зрителей приходилось эвакуировать.

  • Хаджонков с «Обороной Севастополя»  впервые в истории кино придумал продавать  права на фильм

(а вообще, советую потом как-нибудь посмотреть, я узнала много нового и интересного о немом кино)

10 из 10.

1818. «Нетерпимость» США, 1916. Реж. Дэвид Уорк Гриффит

На следующий день после «Обороны Севастополя» в «Наблюдателе» рассказывали о самом знаменитом немом американском фильме «Нетерпимость» и конечно, я рассчитывала на такую же интересную передачу и не менее интересный фильм. Но вышло не совсем так, как я рассчитывала. Во-первых, в этот раз в студии были совсем другие гости, и даже мне, стороннему наблюдателю, бросались в глаза какое-то перетягивание одеяла. Это соперничество вызывало некую ауру негатива, и, в конечном счете, даже не у всех участников была возможность подвести итог и попрощаться со зрителями нормально. Но даже если не принимать во внимание эту недружелюбную беседу, уже не было такого количества интересных фактов. Зато было много философии и анализа смыслов.

В любом случае, было любопытно. Легенда мирового кино, фильм, которому в этом году исполняется 100 лет, режиссер, который превратил кинематограф в искусство. Этот фильм – первый широкомасштабный блокбастер, который длится целых 210 мин! (посмотреть за раз, не каждый осилит). Необыкновенная структура, даже для современного зрителя, целых четыре сюжетных линии (обычно, в полнометражном фильме их гораздо меньше).  

На меня этот фильм произвел большое впечатление именно своей масштабностью, грандиозностью сцен, эпичностью идеи, И большое впечатление на меня произвела игра актеров. Мэй Марш играла просто замечательно для того уровня кинематографа. Не смотря на всю вычурность, какую-то искусственность из-за излишней жестикуляции (без которой в немом кино никуда), наружу пробивалось обаяние и очарование актрисы.

*вот всегда я так – расписавшись на одном фильме, выдыхаюсь к другому(((  На самом деле, мне очень понравилось, советую к просмотру, только смотреть лучше в 2 приема.

8 из 10.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments