?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

КиноИюнь. Часть 3.

Пожалуй, никогда я не смогу определиться окончательно в своем отношении к фильмам с претензией. Когда я встречаю нечто подобное в фильмографии последних 20 лет, это уже кажется чем-то вполне нормальным. Словно это стало приметой времени. Главный герой изливает душу за стойкой бара, признается в своих сокровенных мечтаниях в пустой детской, уязвимый и болезненно откровенный, и вот уже идея боевика не в том, чтобы убить наркодиллера, а в том, чтобы справиться с каким-то вселенским злом, категорией гораздо более важной, чем какой-то наркобарон местного масштаба. Эти претензии на Смысл, имеют множество объяснений. И тот факт, что хочется чего-то большего (снимать Большое и Великое кино, а продюсеры предлагают какой-то там «Удар левой 2»), и потому что даже простой, элементарный мир масскульта, делящий все на черное и белое, нуждается в каком-то оправдании (не просто «Я герой», а «Я герой, потому что…»), и на всякий случай надо расширить потенциальную аудиторию (вдруг, фильм захочет посмотреть «человек думающий»), и чтобы не говорили потом, что картина сплошная пустышка (какая же это пустышка, если мы тут в течение целых 5 минут говорим за смысл жизни). И многие другие причины, в меру разумные и в меру абсурдные. Не знаю, как относиться к подобным претензиям. Кривить губы в усмешке? А не самоуверенно ли это? Я ведь не из числа той кино элиты, что смотрит исключительно арт-хаус. Критиковать?  А смысл? Ведь каждого третьего зрителя, эти искусственные, выбивающиеся из общей картины, сцены трогают, задевают за живое. Нет, не могу я определиться в своем отношении к подобным фильмам…
 Третья часть моего КиноИюня – испанский фильм о террористах с человеческим лицом, фильм с претензией, американская социально-политическая киноклассика и боевик, который снял настоящий Художник.

1212. «Считанные дни» Испания, 1994. Реж. Иманоль Урибе

Премии. Сан-Себастьян: Золотая раковина. Серебряная раковина за лучшую мужскую роль (Хавьер Бардем). Приз Фернандо Рея.
Номинации. Гойя
: Лучшая мужская роль (Кармело Гомес). Лучшая режиссура (Иманол Урибе). Лучший монтаж (Тереса Фонт). Лучший фильм. Лучший женский актёрский дебют (Рут Габриэль). Лучший адаптированный сценарий (Иманол Урибе). Лучшие спецэффекты (Рейес Абадес). Лучшая мужская роль второго плана (Хавьер Бардем).

Для кого-то этот испанский боевик будет как раз пресловутой претензией на великое. Но не все так просто. Это тот самый случай, когда понимаешь, что история гораздо более сложна, чем, кажется на первый взгляд. Главный герой – террорист, безжалостный и одинокий, в общем, классика. Но в какой-то момент, та людская масса, которой он жертвует во имя высших ценностей, обретает лицо.  Девушка, которая что-то значит для него и ее друзья. И каким бы ванильным не показался сюжет, но не любовная линия тут на первом месте, а скорее проблема мужской ответственности, извечного выбора между сердцем и разумом, дистанции, которую мужчина должен держать с окружающими людьми, если он хочет быть успешным. Это почти боевик, почти детектив, почти драма и почти эротика. Здесь будут две проститутки, одна из которых замужем, и не спит с кем попало, а вообще, просто танцует для клиентов. Здесь будет наркоман, который доносит полиции, здесь будет ревнивый простофиля, который способен покалечить в приступе ярости. Полиция, которая выбивает признания с кулаками, унижает и угрожает. Здесь будут испуганные террористы, фанатики и трусы… Это дно общества, которое часто напоминало мне наши российские фильмы о 90-х. А снято, кстати, в лучших традициях 90-х – ракурсы, диалоги, сцены с обнаженными девушками, бесстыдство плоти и невинность духа. А молодой  Хавьер Бардем в роли опустившегося наркомана, особый разговор. Я очень люблю этого актера, и мне было интересно посмотреть на него в таком, новом для меня, амплуа. Отлично сыграно. Во всяком случае, он вызывает неподдельное отторжение, очень реалистично.

8 из 10.

1313. «Формула» Германия (ФРГ), США, 1980. Реж. Джон Г. Эвилдсен

Номинация. Оскар: Лучшая работа оператора.

Вот он – чистый как слеза пример фильма с претензией. Холодная война. Проклятые капиталисты, которые держат в руках секретную формулу нового топлива, честность и предательство, алчность и корысть. Тут же проблема отношения к историческому наследию. И Он – Главный Герой, который в одиночку противостоит системе. И даже номинация на Оскар (не суть какая, сам факт). На деле же не более, чем классический боевик, где самые эффектные кадры  это убийства и перестрелки. Тут даже о сюжете нет смысла говорить подробно, он попросту не имеет значения. Да и смысл игры актеров сводится к тому же – убедительно играть злость и страх. Я поставила высокую оценку за саму атмосферу 80-х, за диалоги в лучших традициях фильмов о копах, за Марлона Брандо, который мне нравится везде и всегда и за очаровательную Марту Келлер – классическую голливудскую блондинку с холодной и опасной красотой.

7 из 10.

1414. «Вся президентская рать» США, 1976. Реж. Алан Дж. Пакула.

Премии. Оскар: Лучшая мужская роль второго плана (Джейсон Робардс). Лучший адаптированный сценарий. Лучшие декорации. Лучший звук.
Номинации. Оскар: Лучший фильм. Лучшая женская роль второго плана (Джейн Александр). Лучший режиссер (Алан Дж. Пакула). Лучший монтаж. Золотой глобус: Лучший фильм (драма). Лучшая мужская роль второго плана (Джейсон Робардс). Лучший режиссер (Алан Дж. Пакула). Лучший сценарий. Британская академия:
Лучший фильм. Лучшая мужская роль (Дастин Хоффман). Лучшая мужская роль второго плана (Мартин Болсам). Лучшая мужская роль второго плана (Джейсон Робардс). Лучший режиссер (Алан Дж. Пакула). Лучший сценарий. Лучшая работа оператора. Лучшая работа художника-постановщика. Лучший саундтрек. Лучший монтаж.

Вот оно – классика социально-политической драмы, история знаменитого Уотергейтского дела. О роли и значении этого дела я узнала еще в университете на лекциях по Истории США, а потом читала статьи в журналах и интернете, но честное слово, я и не подозревала о том, как зыбки были факты и по каким крупицам журналисты собирали правду. Удивительно! Эта история сама по себе удивительна и показательна, и если уж говорить о самом деле, то ведь самое интересное начнется как раз уже после событий, которые показаны в фильме. Тем более интересно, как режиссеру удалось снять такой напряженный фильм, когда его смотришь, вслед за главными героями испытываешь всю гамму чувств от безнадёжности до ликования, победного «Получилось!». Безусловно, тут дело не только в режиссере, но и в актерах. До этого я видела только несерьезные роли Дастина Хоффмана, и с трудом представляла его в главной роли фильма такой темы и такого значения. Это было целым открытием. Он замечательно играл! А Роберт Редфорд, который более известен как режиссер (Оскар за «Обыкновенных людей»), является отличным актером, мне он полюбился еще после роли Сандэнса Кида.
Вообще же, это кино надо смотреть как лекарство для тех, кто верит, что «от нас ничего не зависит», «все продано», «даже пытаться нет смысла». Конечно, мы живем в другое время, в другой стране и с другими реалиями, но это кино нужно посмотреть хотя бы для того, чтобы увидеть, что даже когда нет смысла бороться, это нужно делать.

10 из 10.

1515. «День независимости» США, 1996. Реж. Роланд Эммерих

Премии. Оскар: Лучшие визуальные эффекты. Сатурн: Лучший научно-фантастический фильм. Лучший режиссер (Роланд Эммерих). Лучшие спецэффекты. 2 «Золотых сателлита» — за монтаж (Дэвид Бреннер) и визуальные эффекты (Фолькер Энгель, Даглас Смит), «Грэмми» за музыку к фильму, «Аманда» за лучшую иностранную ленту в Норвегии.
Номинации. Оскар: Лучший звук. Британская академия: Лучший звук. Лучшие визуальные эффекты. Сатурн:
Лучший актер (Джефф Голдблюм). Лучший актер (Уилл Смит). Лучший молодой актер/актриса (Джеймс Дювал). Лучший актер второго плана (Брент Спайнер). Лучшая актриса второго плана (Вивика А. Фокс). Лучшие костюмы. Лучшая музыка. Лучший сценарий.

Пожалуй, в июне я побила свой рекорд по просмотру всем известных фильмов, которые прошли мимо меня в свое время. Но да, я не видела культовый, мега известный, да просто символ своего времени (а может и всех времен) в своем жанре «День независимости». И главная причина такого позднего знакомства в том, что я была уверена в том, что уже видела его. Оказывается, я просто перепутала «День» с «Армагеддоном», глупо, конечно, они совсем разные. Ну, вот теперь я это точно знаю.
И, пожалуй, странно писать отзыв на фильм, который видели буквально все. (Хотя может я не одна такая?) Поэтому лишь скажу, что теперь я понимаю, почему у этого фильма такой высокий рейтинг и столько хвалебных рецензий. Это, в самом деле, качественная фантастика, пусть даже с неким утрированием, но видимо без этого никак нельзя (в «Чужом» было так же) снять отличный фильм. И теперь я лучше понимаю вторичность многих современных фильмов последнего десятилетия. Как-то по-другому воспринимаешь, ну… тот же «2012», даже «Люди в черном». Его нужно было посмотреть хотя бы для того, чтобы лучше понимать историю мирового кинематографа в жанре фантастики.  Мне очень понравилось.

10 из 10.

1616. «Драйв» США, 2011. Реж. Николас Виндинг Рефн

Премии. Каннский кинофестиваль: Лучший режиссер (Николас Виндинг Рефн).
Номинации. Оскар: Лучший монтаж звука. Британская академия: Лучший фильм. Лучшая женская роль второго плана (Кэри Маллиган). Лучший режиссер (Николас Виндинг Рефн). Лучший монтаж. Золотой глобус: Лучшая мужская роль второго плана (Альберт Брукс). Сезар: Лучший фильм на иностранном языке. Каннский кинофестиваль:
Золотая пальмовая ветвь.

Ума не приложу, как можно было с таким банальным сценарием снять такое не банальное кино! Каждый кадр, ракурс, взгляд, каждый поворот камеры, каждая нота в музыкальном сопровождение, каждый жест актеров – все это искусство. Эстетика движения, скорости, и даже (как странно!) боевика. И Райан Гослинг отлично подошел на главную роль. Есть в нем что-то ускользающее, при всей его внешности, простой, обычной, открытого взгляда. Он здесь себе на уме, замкнут и немногословен, и почти идеален. Гонщик, который после работы в автомастерской подрабатывает на ограблениях, и который, кажется, влюбился. Избито, не правда ли? Но как снято! Порой хотелось нажимать на стоп-кадр, чтобы оценить в полной мере красоту момента. Конечно, это прежде всего продукт Голливуда, это не классика, не шедевр, но для своего жанра, для такого сюжета и для таких актеров это и в самом деле отличное кино. Мне очень понравилось. Советую.

8 из 10.

Comments

( 2 заявки — Оставить заявку )
anton_i_masha
Jul. 23rd, 2016 05:38 pm (UTC)
Я смотрела только "День независимости" из перечисленных) Хороший фильм!
neosonus
Jul. 30th, 2016 09:22 am (UTC)
До жж никак не могу "дойти") Извиняюсь за недельное молчание.
Да, мне тоже понравился) Старое доброе американское кино:)
( 2 заявки — Оставить заявку )