NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Categories:

Август Стриндберг «Супружеские идиллии»

Стриндберг
Осень. Хлеб. Кукольный дом. Дитя. Неудача. Против платы. Поединок. Естественные препятствия. Женитьба. Спасение расы. Венчанный и невенчанный.

Что такое брак по существу? Оноре де Бальзак в «Физиологии брака» с изяществом дамского угодника и дерзостью вольнодумца, писал: «брак – война до победного конца, перед началом которого супруги испрашивают благословения у неба» и далее пояснял, что «тотчас вслед за молениями разражается битва, и победа, то есть свобода, достается тому, кто более ловок». Юхан Август Стриндберг, шведский классик, драматург, основоположник современной шведской литературы, был еще более категоричен в своих высказываниях – «Брак – это людоедство: если я тебя не съем, то ты съешь меня. Ты меня проглотила, и я не могу тебя больше любить». Но если Бальзак вовсе не был женоненавистником, и беспокоился о том, как бы мужьям избежать неверности своих жен, то Стриндберг буквально воспринимал брак как нечто уничтожающее мужчину. Впрочем, не только мужчину – брак по определению не мог принести счастья никому. Как бы не старались оба, какие бы варианты развития событий не предлагала судьба, как бы далеко не шагнула наука и как бы ни было свободно общество от предрассудков. Хотите узнать почему? Я вам расскажу.

Причина первая. Быт, постоянные заботы о детях, неустанное ведение хозяйства, а так же то, что жена заботится о муже, приводит к тому, что чувства угасают. Муж уже не воспринимает супругу как женщину, а как мать, она превращается в бесполое существо. А попытки освежить чувства, заканчиваются провалом («Осень»).

Причина вторая. Брак – это дети, и чем больше детей, тем материальное положение становится все хуже и хуже. Таким образом, идиллическое представление о том, что дети приносят радость, это благословение бога и плоды любви, рушатся. Четверо детей кого угодно доведут до нервного срыва и черты бедности. В конечном счете, оказывается, что дети – это обуза, а женщина, которая их рожала «самый злой враг, презренный и презирающий» («Хлеб»).

Причина третья. Брак, в котором нет детей из-за нежелания кого-либо из супругов, в конечном счете, делает другого супруга глубоко несчастным. Так что отказаться от детей – вовсе не значит, добиться счастья в браке («Против платы»).

Я привела вам всего три причины. У Стриндберега их по меньшей мере 11. По одной на каждый рассказ из цикла «Супружеские идиллии» (они же «Рассказы о браке»). При желании, можно найти гораздо больше. Брак может начинаться романтической влюблённостью или холодным расчётом, научным подходом или либеральными взглядами о равноправии – решительно все равно! Потому что итог всегда один – кошмар.

«Ему казалось, что у него вообще нет жены и ему ежедневно приходится спускаться в ад, – но дети у них были».

Пока я читала эти рассказы, меня в 8 случаях из 11 посещали мысли об убийстве жены (ибо это казалось самым надежным способом избавления), один раз – о самоубийстве (и когда главный герой с ружьем все-таки вернулся из леса на собственный свадебный завтрак, я была несказанно разочарована), и во всех рассказах о разводе.  Но практически во всех рассказах главный герой был связан по рукам и ногам потомством, и бросить жену одну, с детьми, в те времена, когда считалось, что муж должен обеспечивать семью, да и как женщина с детьми может работать, было немыслимо. Так что развод Стриндбергом даже не рассматривался как вариант. «Супружеские идиллии» были написаны в 1884—1886 гг. и неудивительно, что о разводе не думает никто из героев, как никак, а развод – продукт 20 века.

«Фу, какая это гадость – быть замужней, и особенно как я»

Что характерно, во всех рассказах женщины на редкость отталкивающие и непривлекательные особы. Вздорные, глупые, самоуверенные и даже лживые. Можно было бы упрекнуть автора в шовинизме, но я думаю, что проблема гораздо глубже. В собственном опыте, и во взглядах автора на новомодное явление «феминизм».  Он насмехается над требованиями жен на равноправие и освобождение в «Кукольном доме» и «Естественных препятствиях», и создает образ мужей, которые смогли образумить взбесившихся жен. Не то, чтобы Стриндберг открыто смеется над этими требованиями, скорее он демонстрирует их полную несостоятельность в реальной жизни.

Ни в одном рассказе священный союз брака не пострадал. Нет ни одного мужа, который бы бросил все и ушел, ни одной жены, которая бы сбежала к родителям. Они остаются вместе, каждый по-своему переживающий своё несчастье. Нужно ли жалеть их? Хм. Сложный вопрос. Ведь каждый из них сознательно сделал выбор, и каждый сам строил свою судьбу. Шведский классик ставит жирную точку в конце своих рассказов, и, пожалуй, читателю тут уже нечего добавить.

«Никто им не мог помочь».
Tags: книжная полка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments