?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ирвинг Мужчины
Что может быть более эгоистичным, чем благородное решение уйти из жизни единственно любимого человека? И возможно ли это – облегчить чью-либо жизнь одним фактом своего отсутствия, если наверняка известно, сколь много  значишь для другого? В стремлении поступить «правильно» люди могут зайти слишком далеко. Они отчего-то уверены, что тому, другому, так будет лучше и легче. Они приносят себя в жертву, чувствуют себя героями, обрекают себя на бесконечные страдания, они упиваются собственным великодушием. Но проблема в том, что видят они только себя, и упиваются только своим героизмом, а другому человеку они попросту ломают жизнь. Окончательно и бесповоротно.
Марион Коул исчезла из жизни своей дочери, когда той было всего 4 года. Кому она сделала легче? Кажется, никому.

Это была очень странная семья, составленная из разрозненных фрагментов, каждый из которых был сам по себе, но в то же время являлся частью целого. Тед Коул – детский писатель и художник. Будучи творческой натурой, он всю свою жизнь искал сексуальные приключения на стороне. Причем процесс завоевания был гораздо важнее простого факта обладания. И семья никогда не была тем препятствием, которое могло бы остановить Теда. Марион – безутешная мать, погруженная в собственные страдания, живущая прошлым, несущая на своих плечах всю скорбь и боль утраты двух сыновей. Рут – маленькая девочка, «которая не знала, хочет ли она рождаться. Её мама тоже не знала, хочет ли она, чтобы она рождалась». Но, так или иначе, а это уже случилось, она родилась. И жила, вопреки этой неуверенности матери, вопреки ожиданиям отца, который ждал сына. Эти три фрагмента пока были вместе. До августа 1958 года…

Роман Джона Ирвинга  «Мужчины не ее жизни» похож на трехслойный пирог. И не потому, что в нем действительно, три временных пласта, три главы, три важных отрезка жизни главных героев, но и потому что он рассматривает отношения в разрезе, углубляясь в них и добираясь до самой сути. Самое главное, на мой взгляд, то, что писатель не останавливается и не зацикливается на уходе Марион из семьи. Это только одна сторона медали, только один факт, но жизнь гораздо сложнее, чем уход матери, и даже жизнь ее дочери богата сюрпризами и неожиданностями, никак не связанными с этим уходом. Этот роман скрывает в себе множество семейных проблем, центральной из которых будет одна. Центральной, но не определяющей.

Ирвинг – блестящий романист. Его книги проживаешь, погружаешься в них с головой. Его герои ярко и детально прописаны, в его диалогах нет ничего лишнего. Мир, который он воссоздает на страницах своих романов, одновременно предельно прост и до невозможности сложен – именно так, как это и бывает в человеческих отношениях. Он не преувеличивает значение и роль чувств, ведь для каждого эта роль будет своя, он определяет для каждого свою шкалу ценностей и в то же время, затрагивает что-то вечное, самое важное, благодаря чему дочитываешь последние страницы на одном дыхании.

Ирвинг, безусловно, американский писатель. Его проза не рассчитана на богатство и эстетику литературного слова. Его книги не для тех, кто любит погружаться в изумительные описания природы или наслаждаться безупречным слогом. Его можно было бы в этом смысле назвать ремесленником, но этот писатель стоит на голову выше многих современных авторов. И это тот самый случай, когда содержание компенсирует форму. Впрочем, ее изъяны будут заметны лишь тем, кто привык к русской классике, или просто редко читает современную прозу. Мне же бросились в глаза какие-то недочеты лишь благодаря тому, что параллельно я читаю воспоминания Лидии Чуковской об Анне Ахматовой.

Безмерный эгоизм Марион, отец, который при всей своей любви, был самым странным отцом из возможных... жизнь превратила Рут в самостоятельную и сильную женщину. Нет, ей не стало легче от ухода матери, и сама Марион тоже не обрела покой. Но как ни странно, читателя ждет счастливый конец. Порой нам так нужны счастливые финалы…