NeoSonus (neosonus) wrote,
NeoSonus
neosonus

Categories:

В. Миколайтис-Путинас «В тени алтарей»

Миколай-ПутинасСобрать всю силу воли, всё мужество, все доводы рассудка. Смотреть вперед, не опуская глаз, забыть о страхах, о сомнениях, о прошлых поражениях и боли. И о стыде перед самим собой
за эти попустительства.
Настичь врага и поразить его – себя. Борьба с самим собою, с той худшей стороной, которую нельзя простить себе.
Масштабы этой битвы определяйте сами, что будет это – сражение до самого конца, или короткий бой – как ритуал сомнений, который вы продолжите потом. А может быть, вы сложите оружие, наступит мир, согласие, любовь?
Вы прекратите вечную вражду достойно, но прекратите ли? Останется вопрос…

Борьба человека с самим собой, непрекращающаяся, долгая, для кого-то бессмысленная, для кого-то, определяющая всю жизнь, – тема, которая меня всегда волновала. И не только в силу собственной заинтересованности (вопрос «бороться с собой или жить в мире» не стоит передо мной, в принципе), но и в вариантах развития событий вообще. С чем именно человеку приходится бороться в себе? В чем заключается механизм внутренней борьбы? К каким результатам она может привести или наоборот не способна? Как эта борьба отражается на становлении характера и личности человека? Этих вопросов у меня сотни, и как вы видите, я настолько к ним неравнодушна, что даже заговорила стихами))) А это в рецензиях журнала, на моей памяти впервые. Причина тому «летопись собственной гибели» - роман литовского классика Винцаса Миколайтиса-Путинаса «В тени алтарей».

Людас Васарис, главный герой романа, просыпается ранним холодным утром, осенью 1907 г в литовском городе N. В пять часов утра «девять резких, стальных ударов семинарского колокола» будят обитателей католической семинарии. Обедня, духовная подготовка, молитвы, испытания совести, занятия, наставления, часовня, обязательная рекреация, медитация, sancrosanctum sillentium  (благоговейное молчание).  Людас Васарис сегодня впервые оденет сутану, впереди его ждет 6 лет семинарии. Время испытаний и духовного выбора. За эти шесть лет, он напишет свои первые стихи, переживет первую платоническую любовь, получит первые представления о жизни духовенства, и всерьез задумается над тем, что значит любовь к Богу для него. Людас – замкнутый и тихий молодой человек, он больше смотрит, наблюдает, мечтает, чем говорит сам или действует. Он склонен к рефлексии и самоанализу, он ищет ответы на извечные вопросы, но толком не может объяснить себе сам, чего же он хочет. Противоречие его натуры, и его, вот уже определившегося, будущего, очевидно. И он решает сам для себя «когда я священник, я не поэт, когда я поэт, я не священник». Этот внутренний компромисс успокоил его сомнения.

«Иллюзия эта долго помогала ему держаться на поверхности; он был и священником и поэтом, а между тем священник и поэт вели в нем смертельную междоусобную войну».

Роман «В тени алтарей» повествует о том, как уживались и боролись эти два начала в отдельно взятом человеке, и что из этого получилось. По сути, борьба в этой книге – явление множественное. Автор прокладывает сразу несколько параллельных прямых – борьба литовцев и поляков, борьба светского и религиозного, борьба мирского, обыденного и возвышенного, духовного, борьба мужского и женского начала, борьба юности, молодости и старости, косности. Как борьба старой жизни и новой. Борьба истинной веры и сомневающейся во всем души. Борьба за спасение души. Это всё основные моменты, каждый из которых разветвляется на отдельные вопросы и сомнения. Конечно, самое главное – это религия и искусство. Причем, искусство по большому счету, уходит на второй план. Автор, который пережил все эти треволнения на собственном опыте (роман автобиографичен), расставляет готовые приоритеты. Демонстрирует все негативные стороны жизни духовенства, и подчеркивает отрыв от жизни, ограниченность людей, истинно верующих, упрекает их в фанатизме и твердолобости.

Наверное, для человека, интересующегося вопросами веры, религии, задумывающегося над крепостью своей веры – этот роман очень актуален. Но я смотрю на религию исключительно с научной точки зрения, поэтому главные метания героя меня не тронули. Меня больше волновал сам процесс, механизм внутренней борьбы. Миколайтис-Путинас очень подробно описывает все душевные порывы, каждое её движение, каждое изменение взглядов. При этом роман не скатывается к демагогии и долгим нудным рассуждениям. Он наполнен людьми и событиями, каждый персонаж в нем, четко и ярко выведен, каждый характер имеет свои особенности. И как у Чехова – ружье на стене, в конце обязательно выстрелит.

Кроме темы борьбы, этот роман меня очень заинтересовал подробностями жизни духовенства. Последнее, что я читала об этом – «Очерки бурсы» Помяловского, и это было очень давно. Мне было невероятно интересно узнать, как была устроена жизнь в семинарии, какие строгие правила там были. Например, один семинарист на каникулах снял сутану, чтобы покататься на велосипеде, когда об этом стало известно в семинарии, его исключили. Мне было любопытно, какие предметы изучались там. Например, на третьем курсе семинарии были введены – философия, психология, космология, этика, естественное богословие, история церкви, введение в Священное писание, литургика, гомилетика, нравственное богословие.  Интересно было увидеть «кухню» священников на местах. Как проходили будни и праздники, как строились взаимоотношения с прихожанами и коллегами. Это казалось чем-то необыкновенным – жизнь, в которой будничные обязанности: слушать исповеди, отпевать усопших, готовиться к проповедям. Все это – становилось обычной работой, как если бы священники были служащими в конторах, и проблема «привычки», при которой душа человека «засыпает», и работа превращается в рутину, была так же актуальна. Эта книга позволяет погрузиться в этот незнакомый мир, и увидеть его изнутри.

А еще роман интересен историческим контекстом. Вторая часть книги – осень 1913-осень 1914. Год до войны – литовская провинция, первые дни войны, настроения народа. Третья часть начинается с 1924 года, когда Литва получила свободу и пытается жить новой жизнью. Какова была эта новая жизнь, какие люди ее строили, как реагировали на новую власть обычные литовцы-крестьяне, какое место в этом государстве играло духовенство – все это можно найти в романе.

Мне очень понравилась эта книга, и за исключением патриотических лозунгов, которые мне чужды, все суждения автора разумны и дают пищу для ума. Эта книга одновременно для тех, кто только ищет себя в этой жизни, и для тех, кто уже определился и нашел свое место. В какой-то мере, жизнь каждого из нас проходит в тени алтарей.
Tags: книжная полка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments