?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

КиноАпрель. Часть 3.

Франция, Италия, СССР, Швеция и Канада. Пересматриваю старое любимое кино, открываю для себя новые имена и терплю сокрушительное поражение с шедевром мирового кинематографа.



2020. «Артист» Франция, Бельгия, 2011. Реж. Мишель Хазанавичус

Премии. Оскар: Лучший фильм. Лучшая мужская роль (Жан Дюжарден). Лучший режиссер ( Мишель Хазанавичус ). Лучшие костюмы. Лучший саундтрек. Золотой глобус: Лучший фильм (комедия или мюзикл). Лучшая мужская роль (комедия или мюзикл) (Жан Дюжарден). Лучший саундтрек. Британская академия: Лучший фильм. Лучшая мужская роль (Жан Дюжарден). Лучший режиссер (Мишель Хазанавичус). Лучший оригинальный сценарий. Лучшая работа оператора (Гийом Шиффман). Лучшие костюмы. Лучший саундтрек. Золотой орел: Лучший зарубежный фильм в российском прокате  — «Вольга». Сезар: Лучший фильм. Лучшая актриса (Беренис Бежо). Лучший режиссер (Мишель Хазанавичус). Лучшая работа оператора. Лучший саундтрек. Лучшие декорации. Гойя: Лучший европейский фильм. Премия Гильдии актеров: Лучшая мужская роль (Жан Дюжарден). Каннский кинофестиваль: Лучшая мужская роль (Жан Дюжарден). Европейская киноакадемия: Лучший композитор (Людовик Бурсе). Сан-Себастьян: Приз зрительских симпатий за лучший фильм.
Номинации. Оскар: Лучшая женская роль второго плана (Беренис Бежо). Лучший сценарий. Лучшая работа оператора. Лучшие декорации. Лучший монтаж. Золотой глобус: Лучшая женская роль второго плана (Беренис Бежо). Лучший режиссер (Мишель Хазанавичус). Лучший сценарий. Британская академия: Лучшая женская роль (Беренис Бежо). Лучший звук. Лучший монтаж. Лучший грим/прически. Лучшая работа художника-постановщика. Сезар: Лучший актер (Жан Дюжарден). Лучший сценарий. Лучшие костюмы. Лучший монтаж. Европейская киноакадемия: Приз зрительских симпатий. Лучший фильм. Лучшая мужская роль (Жан Дюжарден). Премия Гильдии актеров: Лучший актерский состав. Лучшая женская роль второго плана (Беренис Бежо). Каннский кинофестиваль: Золотая пальмовая ветвь.


Поверить не могу, что немое кино в 21 веке может пользоваться такой популярностью! И тем более удивительно, что такое американское кино сняли французы! Актер, сыгравший главную роль, настолько американец, что я даже представить не могу другой какой-то национальной принадлежности (как бы абсурдно это не звучало, учитывая национальную специфику американцев). Но, в самом деле! Удивительный фильм. И если говорить лично обо мне, в какой-то момент я даже забыла о том, что смотрю немое кино. А ведь не люблю обычно смотреть и читать, чувствую постоянное раздражение, а тут – очень органично. Сам же сюжет, вся эта история о переходе от немного кино к «звучащему» - актуальна. Потому что у нас ведь тоже кинематограф переходит на 3D  прочие D. И хотя это несколько другое, но само состояние изменений, с которыми трудно согласиться и принять – знакома. Согласна с мнением одного кинокритика – немое кино похоже на зазеркалье, из которого не хочется уходить. Трогательная история любви подкупает. Актеры играют отлично. И конечно, милый пёс стал самым любимым)) Маленькая звезда большого кино, получивший и свои лавровые ветви)) Кстати, я даже не подозревала, что существуют настоящие кино премии для собак. Надо же!

9 из 10.

2121 «Старшая сестра» СССР, 1966. Реж. Георгий Натансон

Никогда бы не подумала, что мне может понравиться такое кино. Если бы мне рассказали, о чем оно, или я бы прочла где-то рецензию с кратким пересказом сюжета – я бы ни за что не стала смотреть эту картину. Здесь есть все, что я не люблю – ситуация, в которой долг превыше всего, и ты сам понимаешь, что единственно верное решение – поступить так, как должна, а не так как хочется тебе. Родственники, которые почему-то считают, что имеют полное право вмешиваться в твою жизнь, давать советы и даже прямо указывать, что именно тебе нужно делать. Грубая манипуляция, которой, тем не менее, трудно противостоять, ведь это самые близкие тебе люди. И да – ощущение упущенного времени. Ситуация, когда кажется, что все прошло мимо и ты уже ничего не можешь с этим поделать. Но в итоге фильм мне невероятно понравился!!!! Просто на все 200%. Во-первых, и это, пожалуй, самый важный фактор для меня – сначала я посмотрела выпуск «Начало прекрасной эпохи». Параллель с «Разводом по-итальянски», рассказ о том, какие препятствия пришлось преодолеть режиссеру, и как встретили фильм в Италии – оказались очень ценными для меня. Я сразу была настроена позитивно. Во-вторых, это бесспорный талант Георгия Натансона. Взяв за основу сюжет, внушающий обычному человеку негативные эмоции, он снял фильм так, что, в конечном счете, переживаешь светлую грусть и тебя охватывает такая надежда, бескрайняя, безбрежная, безусловная, что хватит на долгие годы. Надежда даже не в том, что жизнь может кардинально измениться (ведь с таким же «успехом» может и не измениться), но надежда жить по другому, изменить мир вокруг себя, пусть немного, но даже доля этих изменений будет очень важной и очень нужной. И даст то, что кому-то не дает и полное обладание счастьем (если брать за счастье – семью, детей, работу или возможность делать то, что ты любишь). А в-третьих, это конечно, актерский состав!  Я очень люблю смотреть фильмы, где мои любимые актеры молодые. А здесь и Юрий Соломин (такой прямо юный, восторженный) и Инна Чурикова (такой внимательный взгляд, и проникновенность, и надрыв), и эпизодические роли в которых снялись те, кого я очень люблю… В общем, сама не ожидала, но обнаружила новый любимый фильм. Советую.

10 из 10.

2222. «Развод по-итальянски» Италия, 1961. Реж. Пьетро Джерми.

Премии. Оскар: Лучший оригинальный сценарий. Британская академия: Лучший иностранный актер (Марчелло Мастроянни). Золотой глобус: Лучшая мужская роль (комедия или мюзикл) (Марчелло Мастроянни). Каннский кинофестиваль: Лучшая комедия. 2 «Серебряных ленты» — за главную мужскую роль и сюжет.
Номинации. Оскар: Лучшая мужская роль (Марчелло Мастроянни). Лучший режиссер (Пьетро Джерми). Британская академия: Лучший фильм. Лучшая иностранная актриса (Даниэла Рокка). Каннский кинофестиваль: Золотая пальмовая ветвь.


Самое странное, что я была уверена в том, что уже видела это кино. Видимо, в детстве, когда родители смотрели кино, что-то запало в память, и утвердилось в голове, как факт, что я и сама видела. А оказалось – нет. Конечно, это фильм из числа тех, которые невозможно не любить. Хотя, после «Старшей сестры», мне «Развод» понравился меньше. Но лишь потому, что дух «Сестры» был мне более близок, чем едкая сатира Джерми. Мастроянни как всегда великолепен, и благодаря тому самому выпуску «Прекрасной эпохи» я узнала, как его терроризировала актриса, играющая роль жены. Превратив его жизнь в ад, она добилась того, что он играл очень реалистично))) А вообще, очень едкая, злободневная для своего времени сатира. И ведь режиссер хотел, чтобы его герой был исключительно отрицательным персонажем, но как можно не влюбиться в Мастроянни? И не удивительно, что именно за эту роль он полюбился всему миру.

9 из 10.

2323. «Легкая жизнь» СССР, 1964. Реж. Вениамин Дорман.

Странно, но я вообще не подозревала о существовании этого фильма. А ведь советские комедии, это то, где я более или менее ориентируюсь. Во всяком случае, это единственное, что я могла смотреть и пересматривать из отечественного кинематографа. А здесь Надежда Румянцева (как же я ее люблю), Вера Марецкая (единственная комедийная роль актрисы), Фаина Раневская! (я бы пересмотрела кино ради нее сто процентов). А еще молодой обаятельный Юрий Яковлев. Не понимаю, как я так упустила фильм Дормана. Благодаря очередному выпуску«Начала прекрасной эпохи», я познакомилась с «Легкой жизнью», узнала как режиссер заманивал к себе актеров, и чем эта незатейливая комедия перекликается со знаменитой лентой Витторио Де Сика «Брак по-итальянски». Сам по себе фильм наполнен наивной и доброй верой в то, что лучшая часть человека должна победить. Но идеологического тут больше, чем в других комедиях советского времени, что я люблю. Может быть поэтому его не так сильно любят зрители и редко показывают по телевизору? Не знаю. Но мне понравилось. Советую.

9 из 10.


2424. «Брак по-итальянски» Италия, Франция, 1964. Реж. Витторио Де Сика

Премии. Золотой глобус: Лучший иностранный фильм («Италия»). ММКФ: Серебряный приз за лучшую женскую роль (Софи Лорен).
Номинации. Оскар: Лучший фильм на иностранном языке («Италия»). Лучшая женская роль (Софи Лорен). Золотой глобус: Лучшая женская роль (комедия или мюзикл) (Софи Лорен). Лучшая мужская роль (комедия или мюзикл) (Марчелло Мастроянни). ММКФ: Главный приз.


Ах, какое же огромное удовольствие – пересматривать любимое кино! Конечно, я видела его уже много раз, но каждый раз обращаешь внимание на детали, которые не заметил в прошлый и кажется, смотришь как в первый раз… Я смотрела его в последний раз очень давно, и многое успела подзабыть. Например, сцены из публичного дома. Даже не представляю, как 1964 Софи Лорен отважилась сняться в таком откровенном наряде! Даже сейчас это немного неприлично)) А уж тогда. И мне так понравился рассказ в «Прекрасной эпохе» о том, как подружилась мама Софи Лорен и Марчелло Мастроянни, и как она звонила ему после каждого нового фильма без Софи с возгласами: «Что случилось? Почему ты не снимаешься с Софи? Вы поссорились?»))) Моя большая любовь – вот, что это кино значит для меня.

10 из 10.

2525. «Энни Холл» США, 1977. Реж. Вуди Аллен.

Премии. Оскар: Лучший фильм. Лучшая женская роль (Дайан Китон). Лучший режиссер (Вуди Аллен). Лучший сценарий. Золотой глобус: Лучшая женская роль (комедия или мюзикл) (Дайан Китон). Британская академия: Лучший фильм. Лучшая женская роль (Дайан Китон). Лучший режиссер (Вуди Аллен). Лучший сценарий. Лучший монтаж. Приз Национального совета обозревателей за второплановую женскую роль (Дайэн Китон), «Бодиль» в Дании за лучшую неевропейскую ленту.
Номинации. Оскар: Лучшая мужская роль (Вуди Аллен). Золотой глобус: Лучшая мужская роль (комедия или мюзикл) (Вуди Аллен). Лучший фильм (комедия или мюзикл). Лучший режиссер (Вуди Аллен). Лучший сценарий. Британская академия: Лучшая мужская роль (Вуди Аллен). Сезар: Лучший фильм на иностранном языке.


Мне вспомнился старый анекдот про парня, который пришел к психиатру и говорит: «Док, мой брат с ума сошел. Он думает, что он курица». А врач говорит – «Что ж ты его не сдашь?» А парень отвечает – «Я бы сдал, да мне яйца нужны.» Так и между людьми, мы понимаем, что отношения иррациональны, абсурдны и бездарны, но мы продолжаем жить, так как большинству из нас хочется яиц.

Иногда смотришь фильм, и он вроде бы тебе нравится, но не сказать, что прямо что-то незабываемое, восхищения и преклонения нет. А потом идут последние секунды, показываются последние кадры, и что-то самое важное происходит, что-то самое важное говорится – и вот, буквально за доли секунды отношение к фильму сразу меняется. И ты понимаешь, что это замечательное кино. И сразу хочется перемотать на начало, чтобы посмотреть на все под другим углом, уже с этим новым пониманием… Так вышло у меня с «Энни Холл». Я люблю Вуди Аллена, и его своеобразный юмор. В этом фильме, он порой граничил или буквально приобретал черный оттенок, и главный герой сыпал шутками, на которые имеет право только еврей: «Надо же, бабушка! Господи, моя бабушка никогда не дарила подарков. Ее все-время казаки насиловали». Он как грустный Пьеро, всем недоволен, все время брюзжит, но ведь любит. И не может забыть свою странную Энни. А последние слова фильма, те самые, что я написала в самом начале – меня просто покорили… И стало предельно ясно, что этот фильм вовсе не о Вуди (а я его именно так воспринимала), не о трагедии разрывов/расстояний, не о том, что отношения иногда не складываются. А о самом простом и очевидном. О поисках человеческого счастья. Очень понравилось.

9 из 10.

2626. «Имя» Франция, Бельгия, 2012. Реж. Александр де Ла Пательер, Матьё Делапорт.

Премии. Сезар: Лучшая актриса второго плана (Валери Бенгиги).
Номинации. Сезар: Лучший фильм. Лучший актер (Патрик Брюэль). Лучший адаптированный сценарий.


Французская комедия, в которой межу делом поднимаются вопросы толерантности, фашизма, антисемитизма, почти невзначай вываливаются семейные скелеты из шкафа. Какие-то с грохотом, какие-то тихо, и почти не заметно. А начиналось все так мирно – семейный ужин с друзьями, бутылочка дорогого вина, и невинный вопрос «вы уже придумали имя первенцу?». Фильм, снятый почти по Полански с его трагедией замкнутой в четырех стенах, фарс и сатира. Но в целом мне понравилось. Что-то во французских комедиях меня всегда подкупает – какая-то искренность и честность, не знаю что именно, но это работает. И особенно порадовала задумка режиссера в самом конце не просто перечислить актеров, а показать их детские фотографии. Это не ново, но так интересно видеть актеров, только что просмотренного фильма и угадывать в детских личиках черты взрослого человека.

8 из 10.

2727. «Двойная жизнь Камиллы» Франция, 2012. Реж. Ноэми Львовски.

Премии. Каннский кинофестиваль: Prix SACD. Премия Магритта: Лучшая женская роль второго плана (Иоланда Моро).
Номинации. Сезар: Лучший фильм. Самая многообещающая актриса (Жюлия Фор). Лучшая актриса (Ноэми Львовски). Лучший актер второго плана (Самир Гесми). Лучшая актриса второго плана (Жюдит Шемла, Иоланда Моро). Лучший режиссер (Ноэми Львовски). Лучший сценарий. Лучшие костюмы. Лучший монтаж. Лучший саундтрек.


Опять тот самый случай, когда последние кадры решают все. Пока смотрела колебалась между «ну, кажется ничего так» и «могло быть и хуже», а потом короткий монолог главной героини (она же режиссер фильма) на последних минутах, и все – я влюбилась в него. Сюжет знаком – взрослая женщина возвращается в свое прошлое, а именно в свои 16 лет и получает возможность переписать главные страницы своей жизни. Вроде бы ничего такого, и в голову постоянно лезут сравнения с американской версией событий, но здесь все немного по другому. И глубже, и как-то фатально и немного философски. И просто – более настоящее, честное… Актриса, которой было 45, играет же себя в 16, для того, видимо, чтобы было ясно, что это именно она. И поэтому наблюдать за событиями было непривычно. Взрослая женщина в компании старшеклассниц, на вечеринке, в короткой юбке. И неизбежно примеряешь эту ситуацию на себя, и задумываешься о том, что «если бы». Иногда это полезно, правда?

10 из 10.

2828. «Доля ангелов» Великобритания, Франция, Бельгия, Италия, 2012. Реж. Кен Лоуч

Премии. Каннский кинофестиваль: Приз жюри. Сан-Себастьян: Приз зрительских симпатий за лучший европейский фильм.
Номинации. Сезар: Лучший фильм на иностранном языке. Каннский кинофестиваль: Золотая пальмовая ветвь. Европейская киноакадемия: Лучший композитор (Джордж Фентон).


После первых 15 минут я даже боялась смотреть дальше, хотя знала, что фильм от знаменитого именитого режиссера, что все закончится хорошо, и вообще, в графе жанр значится «комедия». Но у меня всегда появляется противный холодок в животе, когда я читаю или смотрю фильм об отморозках преступниках. Это такой мир, против которого бесполезно что-либо предпринимать. Это в боевиках с автоматом в руке легко говорить, что человек со всем справится, а в реальной жизни, это страшно. И поэтому не выношу таких фильмов. Вслед за героями чувствую себя в ловушке. Поэтому я должна признаться мин. 20 фильма я перемотала, это не были самые страшные сцены, но это был мой личный Рубикон после которого дело пошло на лад, я увидела воочию, что все будет хорошо, и фильм в итоге понравился. Конечно, ситуация несколько утрирована, немного абсурдна, но ведь это и есть главные признаки классических комедий. В целом, хорошее кино с хорошим концом. И актер в главной роли играл просто отлично! Рекомендую.

8 из 10.

2929. «Пограничный горизонт» США, 1939. Реж. Джордж Шерман.

Я может быть  и не стала бы смотреть этот фильм, если бы не обратила внимание на окошко «сиквелы/приквелы». Когда я нажала на ссылку и перешла в нужной окно, то обнаружила с изумлением, что у этого фильма 19 сиквелов, 26 приквелов и 1 римейк! Омг. Это как? Я решила посмотреть, тем более, что из всего этого многообразия на русский язык переведено совсем ничего. Оказывается, «Пограничный горизонт» - это один из фильмов о так называемых «трех мушкетерах» Запада. Американские ковбои, которые приходят на помощь. А сам по себе фильм, ничем не выдает своих предшественников и последователей. Т.е. это вполне самостоятельная история, и, кстати, очень интересная! Во-первых, там рассказывается о заселении земель после Гражданской войны, и о празднике в честь основания этих поселений. Во-вторых, рассказывается о том, как даже в начале 20 века американцы пытались решать свои проблемы через суд, и что из этого получалось. Мне очень многое понравилось в этом фильме, и сам сюжет – исключительно американский, и игрой актеров – старая школа, и музыкой, и прекрасными пейзажами. Очень хорошее кино. Хэппи энд обязателен))

8 из 10.

3030. «Сарабанда» Швеция, Дания, Норвегия, Италия, Финляндия, Германия, Австрия, 2003. Реж. Ингмар Бергман.

Премии. Аргентинская ассоциация кинокритиков: Приз Специальный Кондор. Премия Sant Jordi Awards.
Номинации. Сезар: Лучший фильм на иностранном языке.


Вот я и села в лужу. А ведь еще недавно так радовалась тому, что пришло время понимания фильмов 60-х. Но видимо, это только на 60-е и распространяется, а в остальном умнее я не стала… В общем, дело обстоит так. Я знаю творчество Бергмана. Я очень люблю этого режиссера. Я видела его первый фильм с Ульман, и мне он очень понравился. Я посмотрела короткую передачу «Культ кино с К. Разлоговым» о «Сарабанде». Я осознавала, что это последний шедевр маэстро. Но ничего не помогло. Я не смогла понять этот фильм. Мне казалось, я глупая школьница, которая почему-то решила, что может замахнуться на великого классика, и прям сразу все поймет. Ни черта я не поняла. И от этого надолго «отошла» от кино. Пустота какая-то. Разочарование в самой себе. Но ведь, правда, не кривлю душой – не доросла еще. Темень тёмная. В общем, вот – мое самое крупное поражение за последний год. Тут дело даже хуже, чем с «Плачущим лугом».

3131. «И всё же Лоранс» Канада, Франция, 2012. Реж. Ксавье Долан.

Номинации. Сезар: Лучший фильм на иностранном языке. Каннский кинофестиваль: Особый взгляд Каннского кинофестиваля.

И только я решила, что созрела до того, чтобы продолжить смотреть кино, как оп – новое поражение. «И все же Лоранс» - фильм о том, как мужчина заявил открыто, что он на самом деле женщина, и захотел изменить всю свою жизнь, потому как больше не мог жить по-старому. Ему уже 38, он преподаватель, писатель, всеми уважаемый человек. И как в таком случае – одеть платье, желтые туфли на каблуке, вставить в ухо сережку и пойти на пары к студентам? Почти трехчасовой фильм о самом сложном и самом тяжелом выборе в жизни человека. И я еще подумала – как хорошо, что есть возможность посмотреть этот фильм, тогда я буду лучше разбираться в теме, и, смотря «Девушку из Дании», которая давно ждет своей очереди, буду знать, что существовало в кинематографе до нее, и в чем новаторство Долана. Но не смогла… Жгучий стыд охватывал меня, когда Лоранс шел (шла) по коридорам университета, и каждый, абсолютно каждый сжигал его взглядом. Когда он (она) остановил мать где-то в метро, и подарил подарок на день рождения, а она захлопнула футляр и посмотрела на него почти с ненавистью… Я не смогла смотреть дальше. Просто невыносимый стыд и боль…

Так что вот – второй фильм за месяц выбил меня из колеи. И не хочется пока ничего смотреть. И писать поэтому совсем не хотелось. Пустота какая-то… Это конечно, временное явление, я не сомневаюсь. Но пока – не хочу ничего смотреть. Тайм-аут.